Святые отцы о грехе чревоугодия. О борьбе со страстью чревоугодия

(31 голос : 4.4 из 5 )
  • прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Павел Гумеров
  • свящ. Сергий Дергалев
  • архимандрит
  • прп.
  • Энциклопедия изречений

Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.

Чревоугодие – нарушение второй , один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» (), т.е. чрево – их кумир, идол.

Формы проявления чревоугодия:

1) влечение к потреблению чрезмерно большого, неоправданного физиологически количества пищи – многоядение, чревобесие, чревонеистовство;

2) чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – ;

3) чрезмерное влечение к застольям и пиршествам;

4) чрезмерное влечение к алкоголю, пьянство;

5) пристрастие к определенного рода пищевым продуктам (сладкому, печеному, ароматизированным газированным напиткам, шоколаду и пр.);

Возможные последствия чревоугодия:

Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом человека.

Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).

Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника (). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ().

В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.

В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.

Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте (Чи.11:4-6). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью (). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера (). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства ().

Добродетели, противоположные чревоугодию:

Постничество.

Методы борьбы:

Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.

Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять

Каждому человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо употреблять пищу, пить воду и дышать воздухом. Вы часто видели, как жадно глотают воздух просто так, ради своего удовольствия без видимой на то причины? Скорее всего, нет. Но вот с едой ситуация совершенно другая - люди порой объедаются, превращают естественную надобность в культ. Эти люди, которые едят безмерно ради своего удовольствия, являются большими грешниками - чревоугодниками.

Признаки пристрастия

Всего в православии есть семь смертных грехов, один из них - чревоугодие . Существуют определенные пункты, которые разграничивают чревоугодие от естественного употребления еды:

Последний пункт считается самым страшным и недопустимым в христианстве.

С религиозной точки зрения, есть четкие аргументы, почему чревоугодие считается грехом:

Люди, которые строго не придерживаются религиозных запретов, знают, что обжорство - крайне неприятно сказывается на физическом состоянии. Люди с большими животами живут значительно меньше и являются постоянными посетителями поликлиник и больниц.

Переедание как психическая проблема

Стоит отметить, что наука крайне редко находит общие точки соприкосновения с религией, но в данном случае они достигли консенсуса. В последнее время обжорства в мире стало очень много и никто не может его побороть. Международное медицинское сообщество официально признало, что обжорство является первопричиной множества сложных болезней.

Симптомы обжорства

Основные симптомы обжорства, с медицинской точки зрения:

Примечательно то, что больные люди стесняются на людях показывать то, что они занимаются обжорством. Они предпочитают уединиться и кушать, но если кто-нибудь застанет их за этим делом, больные будут стесняться. Такие люди обладают чувством вины, они ругают себя за каждый съеденный кусок, но при этом не останавливаются.

Мысли Святых Отцов

В последнее время люди все чаще стали совершать этот грех. Для многих еда стала своеобразным культом: они вечно говорят о ней, добавляют множество пряностей и специй.

Как говорит Филарет, митрополит Московский: «Чревоугодие - идолопоклонство , потому что грешники ставят свое удовольствие выше всего остального, для них богом является их же чрево, а это ничто не иначе как идол».

Анатолий Великий также считает, что чревоугодники являются идолопоклонниками, ведь во второй заповеди говорится: «Не сотвори себе кумира», а в реальности многие люди являются сильнейшими кумирами еды.

Авва Дорофей считает, что есть две разновидности чревоугодия. В первом случае люди не стремятся употреблять много пищи, но они добавляют много пряностей, которые сильно усиливают ее вкус. Человек долго удерживает ее во рту и пережевывает по причине приятного вкуса, не решаясь ее проглотить. В православии такая разновидность чревоугодия называется гортанобесием.

Второй случай чревоугодия - чревобесие, когда люди желают есть много. При этом им не сильно важно, хорош вкус еды или нет. Они просто заботятся о том, чтобы как можно сильнее набить свое чрево.

Привила употребления пищи

Многие из вас уже наверняка поняли, как не нужно питаться, но теперь следует разобраться, как же нужно употреблять пищу , чтобы не стать чревоугодником. Святые отцы сообщают что:

Достаточно мало людей, которые придерживаются правильного питания. Однако Бог всех прощает. И если вы осознали, что вели себя неправильно, то еще не все потеряно.

Методы борьбы с грехом

Прежде всего христианину нужно понять тяжесть совершенных им грехов . После этого начинать вести борьбу с чревоугодием. Нужно:

Выполняя эти простые правила, справиться с чревоугодием сможет каждый.

Как видите, чревоугодие является очень страшным грехом, который влечет за собой бесконечное возмездие. Поэтому крайне не становиться рабом своего желудка, удерживаться от излишнего употребления пищи, не использовать пряности для повседневной еды и придерживаться постов.

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души - этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей - восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи - чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело - инструмент души и органическая часть человеческой личности - стало субстратом страстей и похоти. Тело - рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии - духа, души и тела.

Тело - это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений - как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело - коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие - победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов - новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников - ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон - над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож - резать хлеб. В этом смысле чревоугодие - постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие - постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение - стремление скрыть свой порок; раноядение - когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение - человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли - горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть - так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша - так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается - то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием - стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание - когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь - к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Авва Серапион:

Образ этой страсти, которой необходимо подчиняется даже христианин духовной и высокой жизни, довольно верно обозначается подобием орла. Хотя он парит выше облаков и скрывается из глаз людей и от лица всей земли, но, по требованию чрева, принужден бывает опять спускаться на низменности, сходить на землю и питаться... трупами. Также и чревоугодие никак нельзя пресечь, как прочие пороки, или совершенно истребить, а только излишние возбуждения и пожелания его можно ограничить и обуздать силой души.

Если побежденный дух чревоугодия своим смирением начнет льстить тебе, упрашивая, чтобы ты сделал ему некоторое послабление, уменьшил ревность в воздержании и меру строгости, не сдавайся в ответ на его покорность. Видя, что ты стал немного спокойнее от скотского разжигания, не думай, что ты вне опасности нападения, не возвращайся к прежней невоздержанности или прихотям чревоугодия. Ибо побежденный дух чревоугодия говорит как бы так: "возвращусь в дом мой, откуда я вышел" (Мф. 12, 44). Тогда тотчас происходящие от него семь духов - пороков будут для тебя еще злее, чем страсть, которая вначале была побеждена тобою, и они скоро увлекут тебя к грехам... Поэтому нам надо стараться, победив воздержанием и постом страсть чревоугодия, не оставлять душу нашу пустой от необходимых добродетелей, но заботливо наполнять ими все изгибы нашего сердца, чтобы дух чревоугодия, возвратившись, не нашел нас пустыми, не занятыми добродетелями, и, не довольствуясь открытием входа для себя одного, не ввел с собой в нашу душу семь страстей, так что последнее будет хуже прежнего. Ибо после этого будет гнуснее, грязнее та душа, которая хвалится, что отреклась от этого мира, тогда как в ней господствуют все восемь страстей. Она подвергнется более тяжкому наказанию, чем когда не обязалась ни достоинством, ни именем христианским. Ибо эти семь духов потому называются злейшими прежде вышедшего духа, что пожелание чрева само по себе не было бы вредно, если бы не вводило за собою других, более важных страстей, то есть блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости, которые сами по себе, без сомнения, вредны и гибельны для души. И потому никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог вступить в брань с прочими страстями.

Надо прежде подавить страсть чревоугодия, и ум должен быть утончен не только постом, но и бдением, и чтением, и частым сокрушением сердца о том, в чем сознает себя прельщенным или побежденным, то сокрушаясь от страха пороков, то воспламеняясь желанием совершенства и непорочности, пока, занятый такой заботой и размышлением, не осознает, что принятие пищи допущено не столько для удовольствия, сколько послужило ему в тягость, и станет считать ее более неизбежной потребностью тела, чем вожделенной душе. Занятые таким упражнением ума и сокрушением, мы подавим сладострастие плоти, усиливающееся от разгорячения пищей, и ее вредные жала; таким образом, печь нашего тела, которая разжигается вавилонским царем-диаволом, постоянно доставляющим нам поводы к грехам и порокам... мы можем погасить обилием слез и сердечным плачем, пока пожар плотской похоти не будет совершенно погашен росою благодати Божией, веющей в сердцах наших.

Авва Антоний:

Пресыщенное чрево порождает семя сластолюбия, и дух, подавленный тяжестью пресыщения, не может иметь рассудительности. Ибо не одно чрезмерное употребление вина делает человека безумным, но и безмерное употребление пищи также расстраивает, помрачает его, лишает чистоты и непорочности.

Авва Феона:

Первая брань, первый опыт - в стремлении к совершенству истребить объядение и чревоугодие. Не только излишнее желание пищи надо подавить ради добродетели, но и самую необходимую для нашей природы пищу нужно принимать не без сердечной скорби, как противницу целомудрия. И течение нашей жизни должно быть установлено таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побуждает снизойти к необходимому попечению о нем. И когда подчиняемся этой необходимости, то, удовлетворяя больше потребности жизни, нежели вожделению души, мы должны спешить оставлять ее, как отвлекающую нас от спасительных занятий. Ибо мы никак не можем презреть удовольствия настоящей пищи, если ум, предавшись Божественному созерцанию, не будет еще более наслаждаться любовью к добродетелям и красотой небесной. И, таким образом, каждый будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, и, еще пребывая в теле, будет созерцать блаженство Вечной Жизни.

Чревобесие нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнем плотской похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех прочих страстей.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей.

Преподобный Иоанн Колов:

Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему.

Святитель Василий Великий:

Если вода разделяется на многие русла, зеленеет вся земля, лежащая вокруг них; так, если и страсть чревоугодия разделилась в твоем сердце, она напоит все чувства, насадит в тебе лес пороков и обратит твою душу в жилище зверей.

Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти.

Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения пищи надо ставить не удовольствие, а ее необходимость для жизни, ибо раболепствовать удовольствиям - значит не что иное, как сделать чрево своим богом.

Учись держать чрево в крепкой узде: оно одно не воздает благодарности за оказанные ему благодеяния.

Святитель Иоанн Златоуст:

Чревоугодие изгнало из рая Адама; оно же во время Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением и было сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия.

Нет ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тучным; оно делает душу плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть.

Не готовимся ли мы принести себя в жертву, что так утучняем себя? Для чего уготовляешь ты червям роскошную трапезу? Для чего увеличиваешь количество жира?.. Для чего делаешь себя ни к чему не годным?.. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще?

Беги от чревоугодия, порождающего все пороки, удаляющего нас от Самого Бога и низводящего в бездну погибели.

Тебе обещано Небо и Царство Небесное, а ты, покоряясь насилию чрева, не переносишь ли все и пренебрегаешь обещанным? Вот истинное бесстыдство.

Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души.

Есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщении. Не столько удовольствия, сколько неприятности... Пресыщение производит... худшее (чем голод). Голод в короткое время изнуряет и доводит тело до смерти... а пресыщение, разъедая тело и производя в нем гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем непереносимым, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие?

Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в размерах, превышающих ее силы... переполняется и, не выдерживая тяжести груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего, и штурмана, и плывущих, и самый груз. Как бывает с кораблями, находящимися в таком состоянии, так точно и с пресыщающимися: как там ни тишина моря, ни искусство кормчего, ни множество корабельщиков, ни надлежащее снаряжение, ни благоприятное время года, ничто другое не приносит пользы обуреваемому таким образом кораблю" так и здесь: ни учение, ни увещание, [ни порицание присутствующих], ни наставление и совет, ни страх будущего, ни стыд, ничто другое не может спасти обуреваемую таким образом душу.

Преподобный Нил Синайский:

Чревоугодие истребляет в человеке все доброе.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Если надеешься отойти к Богу, то послушайся моего совета и угашай неистовство чревоугодия, ослабляя тем в себе разжжения сластолюбия,- это предает нас вечному огню.

Пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребности теперь порождает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде.

Смотри, чтобы пресыщение и чревоугодие не довело тебя до страстного неистовства и ты не оказался увлеченным этими двумя молодыми невзнузданными конями.

Те, кто употребляет пищу сверх меры и потребность в пище оскорбляют пресыщением, притупляют чувства и, сами того не замечая, от излишества в наслаждении теряют даже и само наслаждение пищей.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Если ты победишь [чрево], эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в приобретении бесстрастия, если же она будет обладать тобою, то до самого гроба ты везде будешь бедствовать.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Кто желает многих и разных яств, тот чревоугодник, даже если ест один хлеб и пьет только воду по причине своей бедности.

Невозможно и плоть наполнять досыта яствами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения благ духовных. И напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем он может насыщаться пищей и утешением духовными.

Святитель Григорий Палама:

Будем же бояться, чтобы и мы, отдавшись чревоугодию, не лишились обетованного благословения и наследия от Небесного Отца.

Преподобный авва Феодор:

Откармливающий тело без воздержания в еде и питии будет измучен духом блуда.

Святитель Димитрий Ростовский:

Пробеги умом свою жизнь с юного возраста и вспомни, что ты с давних пор ел и пил. Не один раз ты ел и достаточно много пил, однако все это прошло, как будто никогда и не бывало, и нет теперь об этом никакой памяти и нет от этого никакой пользы. Ибо как тогда, так и теперь, хотя и всеми яствами и питиями насладишься, ничего более не получишь, как только вред, и за каждым случаем наслаждения - тяжесть в душе и обновление страстей. Поэтому не желай здесь вознаградить себя таким способом, но все упование свое полагай в небесном.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Обжорливость - не что иное, как дурной навык, безрассудное, неудовлетворимое удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания.

От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается легкости и духовности; человек становится плотским.

Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем - уму.

Корень всем грехам... есть сребролюбие, а после сребролюбия... чревообъядение, сильнейшее и обильнейшее выражение которого - пьянство.

Если будешь угождать чреву и излишне питать себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огонь гнева и ярости, отяжелишь и омрачишь ум, приведешь свою кровь в разгорячение.

Многие называют эту пагубную страсть просто обжорством, привязанность к пище не особенно почитается в большинстве культур, в том числе и в православной. Тем не менее, речь идет не просто о привычке, но о пагубной страсти. Итак, чревоугодие – что это в православной традиции, рассмотрим далее.

В христианском учении существует концепция так называемых смертных грехов, которые представляют собой наиболее пагубные страсти. Речь идет, конечно, не о делах и помыслах, которые приводят к гибели физического тела (хотя и такое бывает возможным), но о таких страстях и наклонностях, которые приводят к гибели души. Ведь для христианина (да и для любого человека в целом) наиболее существенным делом является спасение собственной души, другие цели, по сути, отсутствуют.

  • взращивать собственную веру, то есть развивать собственное понимание и дух;
  • бороться со страстями, что означает фактически и борьбу с Сатаной и бесами;
  • заботиться о душе, осознавать ценность души и Спасения.

В частности, следует избегать различных греховных поступков, помыслов и поведения. Кстати говоря, православная концепция тут объективно глубже, ведь в католичестве концепция прегрешений на протяжении длительного времени развивалась более как инструмент социального управления, чем как духовная практика.

Чревоугодие как грех

Нужно сразу более подробно сказать, что такое чревоугодие и о каком именно проступке идет речь. Понимание его просто как переедания является довольно-таки узким, так как вообще большинство основных грехов включают в себя целую группу деяний, которые объединяются под одной категорией греховного помысла. И чревоугодие в этом варианте не является исключением, оно тоже включает в себя целую группу поступков, а если быть точнее, то определенное направление помыслов и дел.

Полезно знать! Как исповедоваться в и что это такое

Таким образом, определение этого греха включает в себя такие аспекты поведения, как:

  • алкоголизм и наслаждение различными одурманивающими препаратами;
  • зависимость от вкуса пищи, чрезмерное наслаждение вкусом, своеобразное почитание еды;
  • использование пищи не для того, чтобы подкрепить тело, но сугубо для удовольствия, когда телу поддержка не требуется.

Если подводить какой-то итог, то под этим грехом понимается болезненная страсть к получению удовольствия через тело, в частности, через принятие различных субстанций, будь то пища или питье. Нужно отметить разную степень выраженности подобной болезненности, но даже в малом развитии грех остается грехом.

Для современного человека трудно понять, почему намерение вкусно и сытно покушать является греховным. Тем более что умелые маркетологи пищевой промышленности так заманчиво пропагандируют наслаждение едой, а используемые пищевые добавки могут вызывать в буквальной степени зависимость от некоторых продуктов, которую многие даже не осознают. В связи с этим у многих верующих даже не появляется интереса, как победить чревоугодие: текущее положение дел кажется вполне нормальным.

Полезное видео: почему чревоугодие грех?

Болезни ума и тела

Когда человек поддается различным пагубным страстям, чаще всего речь идет об отсутствии контроля ума. Для православного такое поведение недопустимо, ведь верующему нужно всегда хранить бдительность, «ибо неведом час». Нужно непрестанно пребывать в борьбе со страстями и грехами, для того чтобы душа становилась чище.

На самом деле есть вполне элементарное объяснение, почему чревоугодие является одним из самых распространенных грехов современности. Ведь около миллиарда людей на планете страдают от ожирения.

Обратите внимание! Не менее миллиарда людей на Земле страдает от голода. В мире наблюдается явная дисгармония, которая создается грехами людей: если бы они контролировали собственные страсти, то с высокой вероятностью не было бы ни миллиарда болеющих ожирением, ни миллиарда страдальцев от недоедания.

Эти данные предоставляют ученые, и они известны сейчас практически каждому мало-мальски образованному человеку, а Википедия всегда может помочь разъяснить некоторые детали. Итак, по пунктам:

  • механизм насыщения изначально заложен в человеческом теле, он действует на гормональном уровне и создан для того, чтобы тело нормально функционировало и хотело есть, когда требуется ;
  • в природе людям, как правило, приходилось иметь ограниченное количество ресурсов;
  • в современном мире люди обладают практически неограниченным количеством пищевых ресурсов, то есть даже в относительно бедных странах и относительно бедные люди могут себе позволить существенное количество пищи, а если говорить о более-менее обеспеченных людях, то они вообще могут не отказывать себе ни в каких пищевых удовольствиях;
  • организм без вмешательства ума стремится обеспечить себе максимум ресурсов, дабы всегда знать, как справиться с возможным голодом, именно поэтому, кстати, некоторые животные, если давать им неограниченное количество пищи, могут есть практически до собственного крайнего предела;
  • если человек себя не контролирует, то тело продолжает потреблять больше, чем нужно для поддержания, отсюда возникает пагубная страсть, другие грехи и различные телесные и душевные недуги;
  • сюда прибавляется деятельность современной пищевой промышленности и пропаганды, где чревоугодники нередко всячески восхваляются, называются гурманами.

Соответственно, если человек позволяет действовать своему телесному началу бесконтрольно, а также поддается на пропаганду греха, то приобретает такую вредную привычку, как переедание сверх меры. Поэтому борьба с чревоугодием начинается именно в человеческом уме. Изначально следует понять, откуда возникает этот помысел и в чем его пагубность. Проделав добротно умственную работу, освободиться от греха намного легче.

Искоренение чревоугодия в православии

В православной традиции истязание и подчинение плоти является одним из компонентов духовной практики. Конечно, каждому следует выбирать такие методы в меру собственных возможностей, главное, понять суть. Для верующего борьба с «телесностью» представляет собой также и форму борьбы с грехом.

Верующий через свои собственные действия утверждает торжество духа над плотью, а не наоборот. Концепция весьма глубокая, так как в православии земной путь представляется чем-то наподобие подготовки к другому миру. Поэтому акцент делается именно на развитии души, а тело выступает только как инструмент, которым следует умело пользоваться и управлять, но, конечно, не позволять телу управлять собой.

Говоря о том, как справиться с этим пагубным пристрастием, православные святые и подвижники указывали чаще всего на два основных метода: молитва и пост. Методы действительно эффективные и универсальные.

В дополнение ко всему в некоторых житиях и других книгах есть возможность увидеть натуралистическое описание отвратительного беса чревоугодия, который являлся к некоторым монахам. Некоторые из тех, кого Господь спободобил на написание книг и создание проповедей, в своих трудах размышляют о пагубности чревоугодия и приводят различные аргументы. Из наиболее существенных отметим такие:

  • акцент на теле, что означает большую привязанность человека к телу, его удобству и комфорту;
  • развитие других грехов и пагубных привычек, как следствия – лень, блуд, развращенность, тяга к неге, отсутствие твердости духа, уныние, сладострастие и другие;
  • трудность в молитве и духовном делании: каждому, кто съел больше требуемого, элементарно труднее настроиться на нужный молитвенный лад, возвышать собственный дух.

Когда мы рассматриваем данный грех, нужно отметить, что это не только страсть к пище, но также и другие популярные недуги современности: алкоголь, курение и остальное.

Между всеми этими страстями есть общее свойство – устремленность затуманить разум принятием чего-либо, для того чтобы извлечь удовольствие или просто отрешиться. Как говорят святые и подвижники, эти способы отрешения открывают возможность для воздействия бесов, поэтому людям нужно знать, как справиться с пагубной страстью угождения чреву.

Как сказано ранее, начало борьбы ведется в уме, искоренение начинается в духовной ипостаси личности. Ведь тело всегда будет хотеть кушать и никогда не насытится, всегда будет хотеть удовольствий. Просто кто-то эти страсти попускает, а православный верующий обуздывает.

Обратите внимание! Иногда чревоугодие может не проявляться фактически, но располагаться полностью в уме. Например, модель, которая всячески худеет, может не есть ничего, но при этом умом всячески стремиться к пище, вожделеть чувство насыщения, считать еду высшим счастьем. Такие помыслы тоже являются чревоугодием.

Полезное видео: как победить чревоугодие?

Вывод

Нужно понять искусственность такого затуманивания разума, век тела краток, поэтому глупо искать в нем какого-то счастья и удовольствия, делать центром своего бытия. В свою очередь поиск счастья в Господе и именно в нем обретение своего бытия является истинным и верным намерением, которое в итоге приносит подлинную благодать и удовольствие.

Вконтакте