Прекрасный ноготок (календула). Кто такие ацтеки Какой цветок был священным у ацтеков

October 17th, 2016

Ацтекская империи зародилась примерно в середине 1350-х гг. в Мексике. Она состояла из трех городов-государств, которое в период своего расцвета имели население 5 миллионов человек. Столица ацтеков — город Теночтитлан (который сегодня называется Мехико), имел население в 200 000 человек. Их культура была сложной, богатой и многогранной, с сильной экономической системой. Они создали 365-дневный календарь земледелия. Ацтеки также имели очень сильную армию, которая помогала кормить свою кровожадную культуру.

Вот некоторые подробности о ней...


  1. Они предпочитали захватывать, а не убивать


В отличие от многих других древних воинов, ацтеки не хотели убивать своих врагов на поле боя. Вместо этого, они хотели их захватить. Гибель противника на поел боя на самом деле считалась неуклюжестью воина, который не смог захватить его живым, чтобы вернуться с ним в знаменитую столицу Теночтитлан.

Поскольку захват врага было довольно сложной задачей, это стало мерилом умения воинов. Это также служило его карьерному росту и повышению авторитета. Например, чтобы стать воином Ягуаром или Орлом, воину нужно было захватить четырех врагов.


  1. Они практиковали человеческие жертвоприношения


Ацтеки имели сложный пантеон богов. У них были сотни, если не тысячи богов, и боги были ответственны за все. Боги влияли на то, чтобы всходило солнце или чтобы выпал дождь. Ацтеки также считали, что богам нужно питаться кровью. Один из способов кормления богов было кровопускание, для чего люди делали себе надрезы на лице. Люди в обществе должны были жертвовать богам свою кровь. Еще один способ, которым ацтеки кормили своих богов - было убийство вражеских воинов. Вот почему захват живых врагов был так важен. Они нужны были для жертвоприношений богам.

Практика охоты и захвата вражеских солдат называлась цветочной войной. Жертвы всегда были нужны, поэтому ацтеки постоянно вели цветочные войны со своими соседями. Война цветов велась в других городах-государствах в Центральной Америке, но ацтеки активно совершали набеги на близлежащие города Тласкала.

Сколько людей приносилось в жертву во время одной церемонии. Число может варьироваться от одного, до нескольких тысяч. Жертвы доставлялись на вершину пирамиды и клались на алтарь. Жрец делал надрез под ребрами, а затем засовывал руку в рану и проникал в грудную полость. Затем он резко вырывал у жертвы сердце, и выдергивал его, пока оно еще билось. Тело же принесенного в жертву человека сталкивалось вниз по ступеням пирамиды.


  1. Страшный Макуауитль


Самое разрушительное оружие, использовавшееся ацтекскими воинами, было Макуауитль, что означает “голодное дерево”. Ацтеки были передовыми во многих отношениях, однако у них не было металлического оружия. Вместо этого они использовали макуауитля - плоскую деревянную биту с острыми, как бритва, камнями вулканического происхождения (обсидианом), вставленных по краям биты.

Видимо, оружие было достаточно мощным, чтобы убить человека. Согласно отчету от вторжении испанцев, ацтекский воин даже использовал макуауитль, чтобы обезглавить лошадь одним ударом.


  1. Версии загробной жизни были … разные


В загробной жизни большинство религий обычно вознаграждает людей за то, как они жили. Однако немного по другому было в ацтекской религии, потому что решающим фактором, по которому человек будет жить в загробной жизни было то, как умер человек. У ацтеков было четыре разных загробных мира.

Один загробный мир был на Западе. Сюда попадали воины, доказавшие свою преданность ацтекам и многократно участвовавшие в войнах. Они здесь помогали Богу Уицилопочтли бороться против тьмы, чтобы каждый день всходило солнце. Умершие воины останавливались в этом загробном мире в течение четырех лет до возвращения на землю, как колибри, или некоторые другие экзотические птицы.

Другой загробный мир был на востоке, куда попадали женщины, которые умерли во время родов, также сюда попадали некоторые воины, также павшие во время войны или жертвы. Они помогали готовить солнце для своего путешествия в подземный мир.

В Южной загробном мире останавливались людей, которые умерли потому, что были поражены молнией, утонули или умерли от проказы или другой болезни. В той загробной жизни у них еды было много.

И, наконец, загробной мир на севере назывался Миктлан. Он был для людей, которые умерли обычной смертью, от старости. В этой загробной жизни, души оставались четыре года, чтобы пройти восемь уровней трудности, которые включали восхождение на обсидиановую гору, путешествие по лесу зверей, которые питались человеческими сердцами. На девятом уровне, души этих умерших, наконец-то, находили свой покой.


  1. Каждый мужчина был обучен воевать.

Ацтеки не имели официального статуса армии. Вместо этого, каждый мужчина проходил военную подготовку. Но их обучение начиналось довольно поздно, по сравнению со многими другими воинственными культурами. Ацтекские мальчики жили со своими семьями до подросткового возраста, они занимались ручным трудом по дому. С этого времени учились необходимым навыкам, которые помогали им стать хорошими воинами. Однако, мальчики благородного происхождения, вероятно, начинали свое обучение гораздо раньше, иногда уже в шесть лет.

Когда мальчикам исполнилось 13 лет, они направлялись на обучение в столицу, на учебном полигон под названием Чалмекач. Там их учили читать и писать. Они учили календарь и изучал астрономию. Когда им исполнялось по 15 лет, мальчики переходили на обучение воинов Темпочокалли, где ветераны воины учили мальчиков.


  1. Уровни ацтекских воинов


Ацтекская армия имела три разных уровня. Первый уровень состоял из Ягуаров и Орлов. Между ними не было особой разницы за исключением нарядов.

Над Ягуарами и Орлами по иерархии стояли солдаты, которым удалось захватить пять или шесть врагов. Таких воинов называли Отомис. На этом уровне воины получали свой собственный щит и макуауитля. Выше стоял самый элитный боевой отряд в ацтекской армии, стригущиеся и близкие. Они получили это имя, потому что они брили головы, но держали длинную косу из волос на левой стороне головы и носили желтую форму. Чтобы стать Стригущимся, воин должен захватить не менее 20 человек. Стриженые принимали обет, что они не будут отступать во время сражений.


  1. Они использовали психологические войны


Ягуары и Орлы, не смотря на то, что по уровню были одинаковыми, они одевались совершенно по разному. Как вы можете догадаться, они одевались подобно своим тезкам. Орлы были украшены перьями, носили деревянные шлемы, которые были сделаны в форме головы орла. Ягуары, с другой стороны, носили шкуры ягуара, и шлем, похожий на голову ягуара.

Ацтеки считали, что такая форма воинов будет психологически воздействовать на противника. Внезапные нападения быстро движущихся и ловких животных должны пугать своих противников. Кроме того, во время нападения ацтеки били в барабаны и много кричали, нагоняя еще больше страха на противника.


  1. Бог огня и мудрости, Хуехуэтеотл


Человеческие жертвоприношения были важны для ацтеков. Одни из наиболее заметных жертвоприношений приносились Хуехуэтеотлу, Богу огня и мудрости.

Было два различных способа жертвоприношений, и оба были ужасающими. Первый способ заключается в том, что жертва бросалась в яму, полную раскаленных углей, в то время как жрецы, одетые в черные одеяния, танцевали ритуальные танцы. Затем еже живая жертва вытаскивалась из ямы крюками и клалась на алтарь. Затем покрытую волдырями грудь распарывали и извлекали сердце. Другой способ жертвоприношения проводили раз в 52 года. После извлечения сердца, жрец разводил костер в груди жертвы. Если огонь был хорошим, то считалось, что империя будет процветать в течение следующих 52 лет. Однако, если огонь не занимался, то это служило признаком того, что вскоре придет монстр Чичимиме и он будет использовать тьму, чтобы охотиться и поедать всех людей.


  1. Тотек Ксип, и еще более жестокие ритуалы


Самый волнительный ритуал, который проводили ацтекские воины, был данью Тотек Ксипу. Это был Бог весны и сельского хозяйства, который помогал также переходу мальчиков в мужчин.

Тотек Ксип праздновали каждую весну в марте. Во время празднований проводили три отвратительных ритуала. Во время первого ритуала из жертвы, как обычно, извлекали сердце. Затем с нее сдирали кожу. Кожа была окрашена в желтый цвет, и жрецы носили кожу, которую они назвали теокуитлакуемитц (“золотые одежды”) в течение 20 дней. Линяющая кожа была символом того, как земля меняет цвет от зимы к весне. Вторая жертва привязывалась к раме и расстреливалась стрелами. Человек медленно истекал кровью, при этом участники мероприятия пели гимны.

Третье жертвоприношение называлось «гладиаторская жертва». Возле храма, посвященного Тотек Ксип, захваченного в плен воина вынуждали пить октли — алкогольный напиток. Затем ему давали примитивное оружие и защиту. Во время представления этому пленнику нужно было отбиваться от четырех полностью одетых и тяжеловооруженных воинов ацтеков, двух Ягуаров и Орлов.

Если ацтеки ранили жертву, её доставляли на алтарь, где у него вырывали сердце. Однако, если жертва отбивалась от двух Орлов и двух Ягуаров, то пленнику еще давали выпить алкогольного напитка. Бой продолжался до тех пор, пока пленника не ранили, а затем его приносили в жертву.


  1. Падение ацтеков


Известно, что многие жертвы проводились ацтеками из соседнего города Тласкала. Интересно, что ацтеки были необычайно мощной цивилизацией и легко могли захватить Тласкала, но не делали этого. Вместо этого они более или менее использовали город как “ферму” для человеческих жертвоприношений. По причинам, которые должны быть очевидны, народ Тласкалы ненавидел ацтеков, что в конечном итоге помогло победить их испанцам.

Когда испанский конкистадор Эрнан Кортес и 400 солдат высадились в Мексике они вступили в союз с народом Тласкалы. Ацтеки привели испанцев в свою столицу, приняв Кортеса за Бога Кетцалькоатля, поскольку у него белая кожа. Это позволило Кортесу приблизиться к вождю ацтеков Монтесуме II, и его ближайшему окружению. Несмотря на значительное численное преимущество, оружие испанцев были намного лучше, чем у ацтеков и они быстро взяли в заложники высший эшелон цивилизации ацтеков. Дворяне и Монтесума были казнены. В конце концов, ацтеки оправились от потери своих предводителей и решили преследовать испанцев, покинувших столицу. Однако испанцы, совместно с воинами Тласкалы, 13 августа 1521 года разгромили ацтеков. Считается, что почти четверть миллиона ацтеков погибло в ходе конкисты.

Ацтеки. Краткая история

Ацтеки - сравнительно поздние пришельцы долины Мехико. За много столетий до их появления здесь уже жили культурные народы, обрабатывавшие землю, воздвигавшие величественные здания, создававшие замечательные произведения искусства. Но к тому времени, когда в стране появились испанские завоеватели, не только сами эти народы, но даже память о них почти совершенно угасла.

Сейчас хорошо известно, что уже более двух тысяч лет тому назад на берегах озера Тескоко и лагун Шочимилко, Чалко, Шалтокан и Сумпанго находился целый ряд поселений древних земледельцев. Обитатели их выращивали маис (кукурузу) - он был основным источником питания, - а также бобы, хлопок и другие растения. О значении маиса для индейских племен хорошо сказал великий американский ученый Л. Морган в своем классическом труде «Древнее общество»: «Маис ввиду его пригодности к употреблению, как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности, оказался более богатым даром природы, содействовавшим начальному прогрессу человечества, чем все другие хлебные злаки, вместе взятые».

Мощные потоки дождевой воды, стекавшие с окрестных горных цепей, постепенно откладывали на берегах озера и лагун жирный слой наносов. Они изобиловали минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежным илом, богатым перегнившими растительными остатками, эти наносы образовали исключительную по своей плодородности почву. На ней под жарким южным солнцем созревали богатые урожаи, не уступавшие урожаям, взращиваемым в долине Нила. Мясную пищу доставляла охота: на заросших камышом берегах было много птиц и мелкой дичи, а на покрытых лесами горах водились даже олени.

Америка, в отличие от Европы и Азии, не знали сельскохозяйственных животных - лошадей, коров, овец, свиней. Исключение составляют домашняя собака (водившаяся в Мексике) и лама (водившаяся в Перу). Это наложило отпечаток на весь ход развития производительных сил индейских племен. Отсутствие домашних животных в Мексиканском нагорье заставляло индейцев усиленно развивать земледелие. Съедобные злаки выращивали при помощи искусственного орошения. Так как не было тягловой силы, все работы производили вручную. Поэтому не полеводство, а огородничество было характерным для земледелия Центральной Америки на протяжении ряда веков.

Орудия древних земледельцев были только каменными и деревянными. Для различных поделок широко использовали кость и рога оленей. Самым распространенным материалом для изготовления орудий был обсидиан, которым так богата долина Мехико. Каждый кусочек минерала находил себе применение. Из него делали наконечники для стрел, лезвия для ножей, острые бритвы, широкие пластины для скребков. Другим распространенным материалом была застывшая лава. Из этого шероховатого, пористого вещества изготовлялись жернова и терки для размельчения зерен кукурузы. Топоры делались из твердых пород камня - порфира, нефрита. Изготовление их требовало много времени и напряженного труда, поэтому при раскопках они встречаются редко.

Дома древнейшего земледельческого населения Мексики не уцелели. Очевидно, они были построены из ивовых плетней, покрытых глиняной обмазкой; крыша же настилалась из тростника. Разумеется, такие постройки не могли сохраниться до нашего времени. Они быстро разрушались, не оставляя следов.

При раскопках несколько украшений грубой работы, изготовленных из раковин, были тщательно исследованы учеными. Оказалось, что ракушки, из которых были сделаны эти украшения, водятся только на побережье Тихого океана. Следовательно, первобытные земледельцы долины Мехико участвовали в торговом обмене с отдаленными южными районами. Племена, жившие на тихоокеанском побережье, доставляли им такие раковины.

У древних мексиканцев развит был культ богини плодородия. Нам неизвестно, как в глубокой древности называлась богиня плодородия, так как мы не знаем ни одного слова из языка древнейших обитателей Мексики. Археологи часто также находили статуэтки, изображавшие сидящего старца с опущенной головой. На голове и на спине у него чаши. Следы копоти и остатки смолистых веществ на их стенках заставляют предполагать, что в этих чашах сжигались благовонные смолы. Это древнее божество не утратило своего значения и в последующие века. Ацтеки знали его под именем «старого бога». Иногда его именовали «владыкой огня». Он олицетворял вулканические силы, так бурно проявляющие себя время от времени на всей территории Центральной Америки.

Религиозные церемонии часто происходили не в храмах, а на открытом воздухе. Около современного городка Куикуилко, рядом с остатками древнего поселения, археологи открыли массивный, овальной формы курган, сложенный из сырцовых кирпичей. Высота кургана достигает внушительных размеров - 18 метров. Его склоны выложены большими валунами. На плоскую вершину кургана можно было подняться по специально устроенному широкому скату. Но там никакого здания не было. На вершине находился только жертвенник. В дни религиозных празднеств народ собирался у подножия холма и смотрел на жертвоприношение, которое должно было обеспечить обильный урожай.

Неизвестно, по каким причинам эти древнейшие поселения были покинуты их обитателями. Возможно, что известную роль в этом сыграли действия вулканических сил. Раскопками установлено, что за несколько столетий до начала нашей эры произошло сильное извержение соседнего вулкана Шитли. Расплавленная лава залила огромную площадь. Цветущие поля превратились в бесплодную пустыню. Под слоем застывшей лавы было погребено несколько покинутых жителями селений.

Но одно из них, находившееся примерно в 75 километрах от места катастрофы и огражденное от расплавленной лавы озером Тескоко, не было покинуто. В преданиях и легендах ацтеков неоднократно упоминается таинственный народ тольтеков. Тольтеки были древнейшим населением мексиканской долины. Им приписывается открытие употребления металлов. Они считаются зачинателями архитектуры, скульптуры и живописи. И само слово «тольтек» на ацтекском языке значит: «строитель», «архитектор». Тольтекам, -говорится в ацтекских сказаниях, - обязаны все другие мексиканские племена достижениями культуры и искусства. Они обучили их возделывать сельскохозяйственные растения, строить прочные каменные здания, изготовлять ткани, высекать статуи и рельефы.

Археологические раскопки в долине Мехико помогли установить, что в этих легендах содержатся смутные отголоски подлинных исторических событий. В первые века нашей эры Теотиуакан - так называлось то поселение, которое уцелело от лавовых потоков Шитли - начал быстро развиваться. Его удачное местоположение привлекало новых переселенцев из других частей мексиканского плоскогорья. Создателей этого города и принято в современной науке называть именем таинственного народа ацтекских преданий - тольтеками. В самом деле, самобытная и высокая культура, созданная населением Теотиуакана, оказала большое влияние на культурное развитие других древнемексиканских народов. Следы этого влияния археологи находят почти по всей территории Центральной Америки.

В III-VI вв. обитатели Теотиуакана объединили все основные поселения Центральной Мексики. В тольтекском обществе к этому времени произошли значительные перемены. В результате имущественного расслоения появились богатые и бедные. Богатые поставили бедняков и зависимое от себя положение и захватили главные должности и племенном союзе. При военных столкновениях между племенами захватывались пленные. Их распределяли среди наиболее отличившихся в бою воинов. Пленных превращали в рабов, работавших на своих хозяев. Плоды их труда еще больше обогащали знать и увеличивали имущественную разницу между богатыми и бедными.

В IV в. Теотиуакан из маленького поселения превратился в крупнейший город. Территория его равнялась 750 га. Большинство зданий в этом городе было построено из каменных глыб, скрепленных между собой известковым раствором. Другие дома было построены из адобов - высушенных на солнце глиняных кирпичей. Когда был вскрыт гигантский комплекс зданий главного города тольтеков, ученые поняли, насколько справедливо древние народы Мексики называли обитателей Теотиуакана «строителями».

Два наиболее интересных памятника Теотиуакана - пирамиды Солнца и Луны. На самом доле это не пирамиды, в том смысле, как мы привыкли понимать это слово, говоря о гигантских усыпальницах египетских фараонов. Пирамиды Центральной Америки - это гигантские ступенчатые подножия для храмов, возвышавшихся на их плоской вершине. Лишь в редких случаях в толще пирамиды хоронили вождей племени или верховных жрецов.

Пирамида Луны возвышалась над городом на 42 метра. На ее вершине стоял храм, не сохранившийся до нашею времени, - очевидно, он был выстроен из дерева. Еще величественнее была пирамида Солнца, высота которой достигала 65 метров. Хорошо сказал об этих двух замечательных памятниках ацтекский летописец: «Они (пирамиды Солнца и Луны) подобны горам, и невозможно поверить, если кто-нибудь сказал бы, что они сделаны человеческими руками». И в настоящее время пирамида Солнца производит незабываемое впечатление. Если обойти и измерить четыре стороны ее основания, то получится внушительная цифра - около 240 метров. Пирамида делится тремя террасами на четыре постепенно уменьшающиеся части. Вес это гигантское сооружение было воздвигнуто из миллионов адобов. Затем стены облицевали тесаным камнем и покрыли штукатуркой.

Тольтеки были не только замечательными архитекторами. Остатки фресковой живописи, найденные в зданиях Теотиуакана, величественная трехметровая статуя богини вод, обнаруженная при раскопках, красноречиво говорят о высоком мастерстве тольтекских скульпторов и художников.

Отрывочные и неясные сообщения позднейших ацтекских источников указывают, что в середине IX века Теотиуакан был внезапно оставлен своими обитателями. Это подтвердили археологические раскопки на территории гигантского города. Пока неизвестны причины ухода жителей города. Однако большое количество гари, найденной в одной части Теотиуакана, заставляет думать о страшном, опустошительном пожаре. Этот пожар мог стать результатом нападения на Теотиуакан каких-то враждебных племен или большого восстания. Во всяком случае, ко времени испанского завоевания огромный город уже много веков лежал в развалинах. Изредка посещавшие его случайные путники, потрясенные мощью этих развалин, и назвали его Теотиуаканом, что по-ацтекски значит: «место обитания богов».

Разобраться в событиях последующих трех-четырех столетий очень трудно, так как исторических документов, относящихся к тому времени, очень мало. Известно лишь, что в долину Мехико вторгаются полудикие кочевые племена, и она становится ареной ожесточенной борьбы. Большинство этих племен говорило на родственных друг другу языках. Современные исследователи называют эту группу племен - науа, а их язык, или совокупность языков, - науатль. К этой же группе языков принадлежит и ацтекский.

Племена науа вторгались в Мексиканское нагорье, чтобы пограбить цветущие города и селения земледельцев. Но, захватив местность, они обычно оставались там и постепенно сами переходили к оседлому образу жизни.

Первым в долине Мехико появилось племя кулуа. По вычислениям ученых, в XI столетии они покорили тольтеков. Но впоследствии сами завоеватели стали жертвой более сильных пришельцев - чичимеков, или «диких». Оно были одеты в звериные шкуры, и это дало повод назвать их презрительным именем «диких».

Первое время после своего появления в долине чичимеки жили на восточном берегу лагуны Шалтокан. Занимались они преимущественно охотой. Затем кочевники передвинулись в западную часть долины и там постепенно научились земледелию и перешли к оседлому образу жизни. Другая часть чичимеков обосновалась в Тескоко - небольшом поселении на восточном берегу одноименного озера. В этой местности они столкнулись с пришедшими с юга Мексики племенами, обладающими высокой культурой. Слияние этих племен и чичимеков в единый народ - тескоканцев - дало мощный толчок к развитию города Тескоко.

В начале XIV века на арене истории появилась новая сила - племя тепанеков. За какое-нибудь столетие им удалось покорить все поселения долины Мехико. Так, после нескольких веков вторжений и борьбы всё население долины снова, как во времена тольтеков, оказалось объединенным под единой властью. Тепанекам в их борьбе, за первенствующее положение в долине помогало немногочисленное племя теночков, жившее на западном берегу озера Тескоко, около Чапультепека.

Теночки и были ацтеками. Этим именем они называли себя, а ацтеками их называли соседние племена. Таким образом, первое упоминание о владыках Мексиканской долины появляется только в 14 в. за двести лет до испанского завоевания. И упоминаются они как какое-то незначительное, маленькое племя.

У каждого народа в древности имелись предания о своем происхождении и своих народных героях. Предания о происхождении своего народа существовали и у ацтеков. Они, например, сознавали, что являются поздними пришельцами долины Мехико. «В незапамятные времена, говорится в их преданиях, ацтеки жили где-то очень далеко от долины, на западе Мексики. Они занимали остров, расположенный посреди озера, и переправлялись на берег на легких пирогах. Остров этот назывался Астлан. От этого слова идет и название народа - ацтеки (правильнее, астеки - «люди из Астлана»). В старинной ацтекской рукописи мы видим изображение этого острова с пирамидой в центре. В горной пещере неподалеку от озера ацтеки внезапно обнаружили статую бога Уицилопочтли. Эта чудесная статуя, повествует легенда, обладала пророческим даром и давала мудрые советы. Поэтому ацтеки стали почитать ее. По совету Уицилопочтли, они оставили Астлан и пустились странствовать с восьмью другими племенами: чичимеками, тепанеками, кулуа, тлашкаланцами и другими.

Двинувшись в далекий и опасный путь, ацтеки захватили с собой статую Уицилопочтли и по ее советам определяли свой маршрут. Продвигались вперед они очень медленно, иногда по году задерживаясь на каждом новом месте. Тем временем передовые части продолжали поиски новых, более удобных мест и осваивали их, обрабатывали и засевали поля. Ко времени прибытия всего племени на новую стоянку на ней уже созревал урожай кукурузы.

Дальнейшие события в разных источниках изложены по-разному. В них называются самые различные по географическому положению местности, куда якобы попадали отправившиеся из Астланга племена во время своих странствий. По одной из версий, они дошли даже до границ Гватемалы, но повернули назад. Затем вся эта группа племен долгое время жила в местности, называемой «Семь пещер». Постепенно, одно за другим, племена начали покидать эту местность и переходить в долину Мехико. Первыми ушли чичимеки, затем тепанеки, кулуа, чалки и другие. Наконец, Уицилопочтли посоветовал отправиться и ацтекам. Под предводительством вождя Теночцина, или Теноча, они выступили из «Семи пещер» и после долгих странствий достигли Мексиканского нагорья. По имени своего вождя Теноча ацтеки стали именовать себя теночками, то есть «людьми Теноча».

Археологические раскопки и исследования ученых показали, что в этих сказаниях ацтеков, или теночков, имеются частицы исторической правды. Ацтеки появились в долине Мехико позднее всех других племен науа. До этого они были небольшим кочевым племенем, жившим около одного из озер Западной Мексики. Их переселение оттуда к берегам озера Тескоко - исторический факт. Верно также и то, что большинство упоминаемых в ацтекском сказании племен появилось в долине перед ними. Но порядок появления этих племен перепутан, а места стоянок и ряд других деталей, конечно, принадлежат уже к чисто легендарным сказаниям.

Прибыв на новые места, теночки поселились на западном берегу озера Тескоко в Чапультепеке. Вскоре, однако, из-за постоянных неприятностей, которые теночки причиняли своим соседям, те объединились и напали на беспокойных пришельцев. Разгром был полный. Вождь и большинство племени было уведено на кулуаканскую территорию и посажено в Тисапане - пустынном месте, населенном, как рассказывают ацтекские хроники, только ядовитыми змеями и насекомыми. Город Кулуакан находился неподалеку, и властитель его, Кошкош, имел полную возможность наблюдать за действиями теночков. Небольшой части ацтеков удалось бежать на лодках через озеро. Они укрылись на маленьких низменных островках. Но через некоторое время кулуаканцам пришлось обратиться к своим недавно побежденным противникам. Кошкош начал войну с сильным племенем шочимилков, и ему понадобилась помощь теночков. Во время решающего сражения произошел интересный эпизод, подробно описанный в ацтекских хрониках. Теночки отважно сражались с шочимилками и взяли в плен более тридцати человек. Но перед тем как отослать пленных в тыл, как это обычно делалось, они отрезали у каждого из них по одному уху. После сражения правитель Кулуакана воздал хвалу своим воинам. А о союзниках теночках Кошкош отозвался с нескрываемым презрением: они, мол, не сумели взять в плен ни одного человека. Спокойно выслушав обидную для них речь Кошкоша, теночки спросили у него: «Почему же у большинства пленных не хватает одного уха?» Озадачив этим вопросом собравшихся, ацтеки раскрыли свои сумки и показали боевые «трофеи» - отрезанные уши. Так была восстановлена истина, и по всей стране впервые пошел слух об отважных и жестоких ацтекских воинах.

В течение следующего столетия эта слава вместе с победоносным оружием ацтеков распространилась далеко за пределами долины. Народы почти всей Мексики страшились этого грозного имени и ненавидели его. В этом была одна из главных причин победы Кортеса , захватившего Мексику в начале XVI в.

Ацтеки, или теночки, никогда не были хорошими соседями для окружавших их народов. Очень скоро после прославившей их победы над шочимилками они совершили серьезный проступок отношению к Кошкошу. Разгневанный правитель Кулуа приказал своим воинам перебить всех теночков. Спасаясь от разгрома, они бежали к озеру. Ведь там, на островах, находились их сородичи. На одном из таких небольших островов, неподалеку от первого поселения ацтеков - Тлателолко, бежавшие основали, новое поселение -Теночтитлан. По сообщениям ацтекских хроник, это произошло в 1325 году, то есть немногим меньше, чем за двести лет до появления в Мексике испанцев. Впоследствии оба эти поселения слились в один большой город. Вернее, Тлателолко стал предместьем Теночтитлана.

Основание его приписывалось ацтеками всё тому же легендарному Теночу. Отсюда и название Теночтитлан - «город Теноча». Но в хрониках имеется и другое объяснение. Перебравшись на остров, теночки увидели на прибрежном утесе, омываемом волнами озера, большой кактус. На нем сидел огромный, замечательной красоты орел с широко раскрытыми крыльями и пристально смотрел на восходящее солнце. В когтях его извивалась змея. Ацтеки приняли появление этого орла за благоприятное предзнаменование, ниспосланное им богами, и основали на этом месте город. В память этого события он и был назван Теночтитланом (от слов «тетль» - камень, скала и «ночтли»-кактус). Неизвестно, какое из преданий более точно объясняет, как возникло имя величайшего города Мексики. Во всяком случае, изображение орла, сидящего на кактусе со змеей в клюве, является государственным гербом современной Мексиканской республики, а высший орден ее носит название «Агила Ацтека», то есть «ацтекский орел».

Когда в долине Мехико усилилась власть тепанеков, ацтеки попали в зависимость от них. Они платили большую дань и испытывали всяческие притеснения, но, вступив в союз с другими подвластными племенами, свергли ненавистное иго. В 1429 году тепанеки были полностью разгромлены. И жители Теночтитлана превратились из подвластного племени, обложенного данью, в свободных жителей самостоятельного города-государства, члена тройственного союза.

Первоначально социальное устройство ацтеков было совершенно таким же, как у всех других индейских племен Центральной Америки. Группа семей составляла род, объединявшийся общностью происхождения (все члены рода имели одного общего предка). Во главе рода стоял старейшина, руководивший всеми делами сородичей. Двадцать родов объединялись в племя. Каждый род был вполне независим в своих делах, но вопросы, имевшие значение для жизни племени, решались племенным советом, состоявшим из старейшин всех родов. Во главе племени стояли два вождя. Один руководил военными действиями, другой ведал внутренними делами племени и религиозными обрядами. Оба вождя избирались советом из его членов и были ответственны перед ним. Совет мог в любой момент сместить того или другого вождя, и даже обоих, назначить на их место других. Таково было устройство ацтекского племени в момент его переселения в Мексиканское нагорье.

Союз, заключенный для свержения тепанекского ига, между Теночтитланом, Тескоко и Тлакопапом вначале был союзом трех более слабых племен против одного сильного. Каждое из племен - членов этого союза - обладало равными правами. Все совместные действия предпринимались только по решению совета трех правителей. Исходя из размеров воинских сил, выставленных участниками союза, было условленно, что вся добыча будет делиться на пять равных частей. Ацтеки и тескоканцы должны были получать по две доли, а жители Тлакопана - одну долю.

После победы над тепанеками положение начало быстро меняться. Тройственный союз стал самой могущественной силой на всей территории Мексики. Ацтеки, получившие после победы значительную область на берегу озера, приобрели прочную базу для дальнейших наступательных действий. Захваченные после разгрома тепанеков новые земли была распределены между самыми выдающимися воинами. Побежденные превратились в их рабов.

Благодаря этому среди ацтекского племени образовалась довольно многочисленная прослойка богатых и знатных, жаждавших новых завоеваний с целью еще большего обогащения. Таким образом, среди теночков, как некогда среди тольтеков, появились классы - рабы и рабовладельцы. Наличие классов с неумолимой закономерностью влечет за собой образование государства. Органы управления племенем стали органами государства. Необычайно повысилась власть военного вождя. Он становился фактическим повелителем племени, а совет играл при нем только вспомогательную роль. Теперь совет может только советовать, но не приказывать. Власть верховного вождя начинает передаваться по наследству. С прежней выборной системой покончено навсегда. Второй вождь, ведавший гражданскими делами, отходит на задний план. Теперь он руководит лишь религиозными обрядами. Ко времени правления верховного вождя Ицкоатля, пришедшего к власти в 1428 году, процесс преобразования племени теночков в примитивное рабовладельческое общество зашел достаточно далеко. Повинуясь желаниям рабовладельческой верхушки, Ицкоатль затеял войну с южными соседями ацтеков - могущественными шочимилками и чалками - и добился того, что они признали его верховную власть.

Новые богатства, поступившие в результате этой войны в Теночтитлан, позволили значительно расширить город. Кроме больших домов, построенных богатыми воинами, была предпринята постройка храмов. Сооружаются дамбы, соединившие остров с материком. Благодаря им связь Теночтитлана с подвластными ему областями стала легкой, быстрой и удобной.

Ацтеки считали свою столицу Теночтитлан неприступной, и не без основания. Огромный город располагался среди обширного озера Тескоко на нескольких островках. С сушей он соединялся тремя длинными дамбами, тянувшимися с севера на юг и с запада на восток на многие километры. В случае опасности связь с сушей могла быть сразу прекращена: дамбы в ряде мест прерывались подъемными мостами. Убрать мосты - значило изолировать столицу от внешнего мира. Подобные же мосты соединяли между собой и некоторые улицы и кварталы города. Каждый из них представлял собой как бы крепость в крепости, окруженную со всех сторон водою.

Блестящие победы ацтекских воинов внушили им чувство превосходства, безмерной гордости я самоуверенности. Вспоминать о прежних временах, когда теночки были подчинены кулуакацам и тепанекам, стало неприятно. Поэтому по приказанию Ицкоатля все исторические рукописи были сожжены, «так как, - по словам одного ацтекского историка, - народ не ценил их».

Когда в 1440 году Ицкоатль скончался, повелителем теночков стал его сын Монтесума I, прозванный Гневным. Как и его предшественник, Монтесума I вел постоянные войны и еще больше расширил область господства Теночтитлана. В его правление ацтекские войска вышли за пределы Мексиканского нагорья и, переправившись на востоке через горы, совершали набеги на морское побережье.

Войска Тескоко энергично помогали ацтекам. О третьем члене союза - Тлакопане - нет никаких упоминаний. Быть может, он и сохранил свою самостоятельность, но, разумеется, уже не получал ничего из награбленной на войне добычи. Столица ацтеков - Теночтитлаи - продолжала неуклонно расти. Монтесума I построил акведук, тянувшийся от родников в Чапультепеке в центр города. Теперь Теночтитлан был в изобилии снабжен питьевой водой. Для зашиты от наводнений, случавшихся в период зимних дождей, восточная окраина ацтекской столицы была ограждена большой насыпью. Над сооружением ее трудилось большое количество рабов.

В 1451-1456 гг. долину Мехико постигло большое бедствие. Сильные бури и морозы постоянно губили урожаи. Начавшийся из-за этого сильный голод обострил классовые противоречия в ацтекском обществе. Бедные, не имея запасов зерна, были вынуждены идти в кабалу к богатым. За мешок кукурузы они отдавали себя и членов своей семьи в долговое рабство. Пропасть между рабовладельческой верхушкой Теночтитлана и рядовыми представителями народа еще более увеличилась.

Сын Монтесумы I, Ашаякатль, пришедший к власти в 1469 году, еще больше расширил господство города Теноча над другими городами Мексики. Был подчинен соседний город Тлателолко, до этого времени еще сохранявший свою независимость. Он славился торговлей, и рынок его, даже после того, как Тлателолко стал фактически предместьем Теночтитлана, оставался самым большим в Мексике.

Ашаякатль попытался распространить ацтекские владения и на запад. Он предпринял военный поход на тараскан, живших на территории современного штата Мичоакан. Но здесь, впервые за последние десятилетия, ацтеки были разгромлены. Благодаря этой победе тарасканы оставались независимыми до завоевания их испанцами.

При Ашаякатле Теночтитлан украсился новым замечательным памятником. На вершину большого храма, посвященного Уицилопочтли, был помещен огромный календарный камень, имевший более трех с половиной метров в диаметре. На нем искусные ацтекские скульпторы изобразили всю предшествующую историю мира, как они ее понимали, начиная с момента его сотворения.

Теночки верили, что со времени своего создания вселенная пережила четыре эпохи, или эры. Первая, называвшаяся «Четыре оцелота», продолжалась 4008 лот и закончилась тем, что племена гигантов - кинамецинов, населявшие тогда землю, были истреблены оцелотами. Вторая эра - «Четыре ветра», длившаяся 4010 лет, закончилась страшными ураганами и превращением людей в обезьян. Следующая, третья, эра - «Четыре дождя» - тоже не прошла благополучно; в конце ее мир был объят разрушительным пожаром. Наконец, «Четыре воды» - четвертая эра, занявшая 5042 года, завершилась потопом, во время которого люди превратились в рыб. Та эпоха, в которую жили сами ацтеки, была уже пятой по счету и должна была закончиться страшным землетрясением.

В этих представлениях отразились воспоминания о стихийных бедствиях - наводнениях, опустошительных ураганах, страшных землетрясениях, извержениях вулканов, - которые претерпели в давние времена обитатели Мексики. Вся история мира и была начертана на календарном камне. В середине рельефа находилось изображение солнца. Вокруг центральной части шли концентрические круги: сперва пояс из двадцати названий дней ацтекского календаря, затем круг из знаков «бирюза» и «нефрит», означающих слова: «драгоценность» и «небо». За этот пояс простирались лучи солнца и символы звезд, а внешним окаймлением служили две большие огненные змеи, символизирующие время. Этот грандиозный памятник, весящий более 20 тонн, был высечен в районе каменоломни. Чтобы перетащить его по дамбам в Теночтитлан и поднять на храмовую пирамиду, все подвластные ацтекам области прислали своих людей. После завоевания Мексики в 1521 г. испанцы сбросили камень с вершины пирамиды, боясь, что пря виде его индейцы вновь будут впадать в язычество. В земле этот замечательный памятник пролежал до конца XVIII в., где и был случайно обнаружен. В настоящее врем, он занимает одно из самых почетных мест в Национальном Историческом музее города Мехико.

Последующие за Ашаякатлем правители Теночтитлана - его братья Тисок (правивший с 1479 по 1486 год) и Ауицотль (у ацтеков после смерти правителя ему наследовал обычно не сын, а брат или племянник) - продолжали завоевательную политику своих предшественников. При них границы ацтекского государства еще более раздвинулись на север и на юго-восток.

Многочисленные походы войск Теночтитлана всегда заканчивались победами и захватом новых рабов. Так, при одном походе в Северную Оахаку, предпринятом с помощью Тескоко, теночки (ацтеки) захватили более двадцати тысяч пленных. Любопытно отметить, что роль лазутчиков в этих войнах часто играли странствующие торговцы, разъезжавшие страны. Пользуясь правом неприкосновенности, они не только выменивали местные предметы на иноземные, но и собирали сведения о силах, которыми располагает будущий противник, и доносили, какую можно будет получить с него дань. Но Ауицотлю приходилось предпринимать поход и с другой целью: он должен был постоянно усмирять восстания в подвластных областях. Тлашкаланцы и жители Чолулы никак не хотели подчиниться господству теночков.

В правление Ауицотля была завершена постройка большого храма, начатая его предшественниками. Был сооружен также второй акведук, так как первый уже не мог удовлетворить потребности в воде сильно возросшего населения Тепочтитлана.

В 1503 году столица ацтеков стала жертвой стихийного бедствия. Наводнение разрушило часть дамбы, ряд зданий. Смертельная угроза нависла над городом. Всё население Теночтитлана бросилось заделывать пробоины в плотинах. Пришлось даже обратиться за помощью к тескоканцам. В разгар спасательных работ Ауицотль был тяжело ранен в голову. Рана оказалась смертельной. Вскоре он скончался.

После его смерти к власти пришел сын Ашаякатля Монтесума II прозванный Младшим. Его попытки покорить Тлашкалу не увенчались успехом. Но основной заботой Монтесумы II были уже не новые завоевательные походы. Он стремился удержать в повиновении подвластные ацтекам племена и народы. С этой целью не раз предпринимались карательные экспедиции и военные походы.

Когда в 1516 году скончался правитель Тескоко, Монтесума II самолично определил, кто должен ему наследовать. Он не захотел считаться с мнением тескоканцев. В результате вспыхнуло восстание, и союз, давно потерявший силу, был окончательно расторгнут. Это было последнее важное событие в «доиспаскую» эпоху. В 1517 г. берегов Мексики достигла первая экспедиция испанских конкистадоров. Через два года на берег высадился отряд Эрнана Кортеса , который в течение 1519-21 гг. захватил и уничтожил империю ацтеков.

Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Земледельческая техника их была примитивной. Главным орудием служила деревянная, заостренная с одного конца палка. Иногда такие палки имели у острого конца небольшое расширение, и тем самым слегка напоминали наши лопаты. Эти палки употреблялись как для разрыхления почвы, так и при посеве, чтобы делать небольшие ямки, в которые затем бросались зерна. В старинных индейских рукописях мы часто видим изображения земледельцев с такой палкой, занимающихся посевом.

Но под жарким солнцем Мексики даже такая немудреная техника щедро вознаграждала за труд, если только растения получали достаточно влаги, Поэтому ацтеки широко применяли искусственное орошение. Название одной из лагун Мексиканской долины - Чалко (в переводе на русский - «много каналов») - прямо указывает на это.

Интересной и своеобразной особенностью ацтекского земледелия были плавучие огороды, по-мексикански- «чинампа». Такие огороды устраиваются и по сей день на лагунах Чалко и Шочимилко. Сделать «чинампу» в те времена было нелегко. На небольшие легкие плоты, сооруженные из деревянных реек и плетеного тростника, накладывали ил, взятый со дна озера. К илу прибавляли небольшое количество земли. В этой плодородной смеси, всегда влажной из-за соприкосновения с водой, растения развивались особенно быстро и пышно. Несколько таких плотов, связанных вместе, привязывали к сваям, вбитым в дно озера. Теночтитлан, расположенный на небольшом островке и, следовательно, не имевший достаточного количества земли, был окружен множеством плавучих огородов. На них разводили преимущественно различные огородные растения: помидоры, бобы, тыквы, перец, кабачки, сладкий картофель и всевозможные цветы. Ацтеки очень увлекались разведением цветов. Недаром лагуна Шочимилко, изобиловавшая чинампами, в переводе означает «цветочные сады».

Основной сельскохозяйственной культурой, однако, у ацтеков, как и у всех других индейских племен Центральной Америки, была кукуруза, или маис. От ацтеков или других племен Америки европейцы узнали какао, табак, помидоры, подсолнечник, различные виды бобов, картофель, тыкву, ананас, ваниль, земляной орех, каучуковое деревом, многие лекарственные растения, хину, стрихнин, кокаин, наконец, много прекрасных декоративных растений: георгины, бегонии, фуксии, опунцию, кальцеолярию, различные виды орхидей. Недаром многие названия этих растений взяты из индейских языков, например «шоколад» или «томат» - искаженные ацтекские слова «чоколатль» и «томатль». Ни одно из возделываемых американскими индейцами растений до заселения американского континента белыми не было известно ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке. Знакомство с этими сельскохозяйственными культурами и освоение их более чем удвоило пищевые ресурсы Старого света. В распоряжении ацтекских земледельцев имелись также: чия - растение, зерна которого использовались для выделки масла и приготовления освежающего напитка; ямс - растение со съедобными крахмалистыми клубнями; камоте - растение из семейства вьюнковых, корень которого употребляется в пищу. Из областей с более жарким и влажным климатом они ввозили бобы какао, ананасы и ваниль. Агава использовалась в домашнем хозяйстве ацтеков главным образом из-за своего сока. Из него путем брожения приготовляли крепкий напиток - октли. Стакан сто мог свалить с ног человека. Кроме того, агава использовалась и в других хозяйственных целях: из ее волокон делали очень прочные веревки и грубую материю для мешков и для пошива одежды. Впрочем, такую одежду носили лишь бедняки. Более богатые щеголяли в одежде из хлопка. На плантациях нопального кактуса ацтеки усердно разводили кошениль - маленькое насекомое, дававшее прекрасный краситель для тканей темномалинового цвета.

Землю у ацтеков обрабатывали мужчины. В первое время, когда ацтекское общество не знало еще классов, племенной совет распределял землю между родами. Внутри рода земля делилась между семьями пропорционально числу едоков. Когда умирал глава семьи, участок обрабатывали его сыновья. Если он не имел потомства или в течение двух лет не засевал своих полей, участок передавался новому владельцу. В дальнейшем, при появлении в ацтекском обществе классов, положение изменилось. Специальные участки стали предназначаться для содержания правителя племени и жрецов. Эти земли обрабатывали, конечно, не они сами, а простые члены племени и, частично, рабы. Богатые и знатные захватывали себе более плодородные и обширные участки. Бедные не могли прокормить себя и свою семью на отведенных им клочках земли и были вынуждены идти в кабалу к богачам.

Инки, ацтеки и майя - загадочные племена, исчезнувшие с лица земли. До сих пор ведутся научные раскопки и всевозможные исследования с целью изучения их жизни и причин исчезновения. В этой статье мы расскажем про одно интересное племя. Ацтеки проживали в XIV веке на территории, которая теперь принадлежит Мехико.

Откуда они взялись

Численность этого индейского народа составляла около 1,3 млн человек. Родиной ацтеков по легенде был остров Астлан (в переводе «страна цапель»). Изначально члены этого племени были охотниками, но затем, осев на земле, принялись заниматься сельскохозяйственными и ремесленными работами, хотя это было довольно воинственное племя. Ацтеки, для того чтобы начать вести в течение довольно длительного времени искали подходящие земли. Действовали они не наугад, а в соответствии с указанием своего бога Уицилопочтли. По его мнению, ацтеки должны были увидеть орла, сидящего на кактусе и пожирающего землю.

Это случилось

Несмотря на всю странность этого знака, через 165 лет странствий по мексиканской земле ацтекам все же удалось встретить эту загадочную птицу с необычным поведением. На том месте, где это произошло, и стало устраиваться племя. Ацтеки назвали свое первое поселение Теночтитлан (в переводе - «плодовое дерево, растущее из камня»). Другое название этих земель — Мехико. Интересно, что цивилизация ацтеков была создана несколькими племенами. Ученые считают, что в этом приняли участие не меньше семи племен, говоривших на родственных языках, самым распространенным из которых был науатль. Сейчас на нем и схожих с ним наречиях говорят более 1 миллиона человек.

Низы и верхи

Может ли цивилизация ацтеков служить примером для современной организации общества? Борцам за равноправие наверняка не понравилось бы ацтекское деление на аристократов и плебеев. Причем члены высшего общества обладали всем самым лучшим. Они жили в роскошных дворцах, носили великолепную одежду, ели вкусную пищу, имели множество привилегий, занимали высокие должности. Плебеи работали на земле, торговали, охотились, рыбачили и жили небогато в специальных кварталах. Зато после смерти все получали равные шансы попасть в подземный мир, обитель богини смерти Миктлана, либо отправиться в лучший мир. Так как воины в мире ацтеков пользовались особым уважением, то погибшие на поле боя могли сопровождать солнце от восхода к зениту, так же как и те, кто был принесен в жертву. Чести сопровождать солнце от зенита к закату получали женщины, умершие в родах. «Везунчиками» можно считать и тех, кто был убит молнией или утонул. Они попадали в райское место, где обитал Тлалокан.

Отцы и дети

Племя, о котором идет речь в этой статье, уделяло большое внимание образованию детей. До 1 лет они воспитывались дома, а после должны были посещать специальные школы. Причем как мальчики, так и девочки, хотя последние, чаще всего, выйдя замуж, сидели дома и следили за хозяйством и детьми. Простолюдины обучались ремесленным навыкам, военному делу. Аристократы изучали историю, астрономию, обществознание, обряды, управление. Дети членов высшего общества не были белоручками. Они трудились на общественных работах, убирали в храмах, участвовали в обрядах. Стариков ждал почет, уважение и различные привилегии.

Культура ацтеков

Не зря эта погибшая цивилизация привлекает к себе внимание и в наши дни. Ацтеки были отличными мастерами своего дела, поэтому здания, скульптуры, изделия из камня и глины, ткани, ювелирные изделия были высокого качества. Особо отличало ацтеков умение делать разнообразные изделия из ярких перьев тропических птиц. Также знамениты ацтекские мозаики и орнаменты. Аристократы увлекались литературой. Многие из них могли сложить стихотворение или написать устное произведение. До наших дней дошли легенды, сказания, поэмы, описания обрядов этого народа. Бумага для книг была изготовлена из коры. Интересны и календари, которые создало это племя. Ацтеки пользовались солнечным и ритуальным календарем. В соответствии с солнечным календарем выполнялись сельскохозяйственные работы и религиозные работы. Он состоял из 365 дней. Второй календарь, включающий в себя 260 дней, служил для предсказаний. О судьбе человека судили по тому, в какой день он родился. До сих пор многие кладоискатели мечтают найти золото ацтеков. А жили они в свое время очень богато. Об этом свидетельствуют рассказы испанских завоевателей. Они говорят о том, что богатые ацтеки, особенно в столице Теночтитлане, ели и спали на золоте. Своим богам устанавливали золотые троны, у подножия которых также лежали золотые слитки.

Религия ацтеков

Люди из этого племени верили в то, что существует несколько богов, которые управляют силами природы и судьбами людей. Были у них боги воды, маиса, дождя, солнца, войны и многие другие. Ацтеки строили огромные, богато украшенные храмы. Самый большой был посвящен главному божеству Теночтитлану и был высотой 46 метров. В храмах проводились обряды, а также жертвоприношения. Существовало у ацтеков и представление о душе. Они считали, что ее местом обитания в человеке являются сердце и сосуды. Биение пульса принимали за ее проявление. По мнению ацтеков, душу вкладывали в тело человека боги еще в то время, когда он находится в утробе матери. Они также считали, что душой обладают предметы и животные. Ацтеки представляли себе, что между ними существовала особенная связь, позволяющая взаимодействовать на неосязаемом уровне. Также ацтеки думали, что у каждого человека есть магический двойник. Его гибель вела к смерти человека. В качестве жертвы ацтеки подносили своим идолам собственную кровь. Для этого совершали обряд кровопускания. Вообще, ацтеки приносили человеческие жертвы в огромных количествах. Известный факт, что во время освещения Великого храма было принесено в жертву 2000 человек. Ацтеки задумывались о конце света и считали, что большое количество крови способно задобрить богов и сохранить мировое равновесие.

Цивилизация ацтеков погибла из-за алчности испанцев. Произошло это вначале XVI века, но до сих пор воображение будоражит история жизни племени, исчезнувшего с лица земли. Приносит ли счастье золото ацтеков, каждый решит самостоятельно.

В начале XIV столетия на исторической арене появилась новая сила - племя тепанеков. За какие-то сто лет им удалось покорить все поселения долины Мехико. Так, после нескольких столетий вторжений и борьбы все население долины вновь, как во времена тольтеков, оказалось объединенным под единой властью. Тепанекам в их борьбе за первенство в долине помогало немногочисленное племя теночков, которые жили на западном берегу озера Тескоко, около Чапультепека.

Теночки и были ацтеками. Так они называли себя, а ацтеками их называли соседние племена. Таким образом, первое упоминание о владыках Мексиканской долины появляется только в XIV столетии, за 200 лет до испанского вторжения. И упоминаются они как какое-то незначительное, маленькое племя. Одно из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных северных районов Мексики в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

В период с 1068 по 1168 годы племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан. Точное месторасположение острова неизвестно, но многие исследователи полагают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива. От слова Астлани произошло название ацтек. Сами себя они называли мешики.Еще одно название ацтеков - теночки- в честь легендарного вождя Теноча.

Ацтеки были большие любители словесности и собирали библиотеки пиктографических книг, так называемых кодексов, с описаниями религиозных обрядов и исторических событий или представляющих реестры сбора дани. Бумагу для кодексов изготавливали из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее.

В целом сохранилось не больше двух десятков индейских кодексов. Некоторые из ученых утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие считают, что таковых два - Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для разных целей.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес отослал 5 писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Приблизительно через 40 лет участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил «Подлинную историю завоевания Новой Испании», где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы.

Информация о разных аспектах ацтекской культуры поступала в XVI и начале XVII веков из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а более часто описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче информации при помощи рисунков. Пиктографию называют поэтому тоже рисуночным письмом или картинописью. Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму довольно трудно. К тому же этот вид письма крайне несовершенен.

Он непригоден для написания литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого. Но ацтеки, как видно, вполне удовлетворялись выработавшимся у них на протяжении столетий рисуночным письмом. При помощи они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли историческую хронику.

У каждого народа в древние времена имелись предания о своем происхождении и своих народных героях. Предания о происхождении своего народа были и у ацтеков. Они, к примеру, сознавали, что являются поздними пришельцами долины Мехико.


В незапамятные времена, сказано в их преданиях, ацтеки жили где-то очень далеко от долины, на западе Мексики. Они занимали остров, находящийся посреди озера, и переправлялись на материк на легких пирогах. Остров этот называли Астлан. От этого слова пошло и название народа - ацтеки (правильней: астеки - люди из Астлана). В древней ацтекской рукописи имеется изображение этого острова с пирамидой в центре.

В горной пещере недалеко от озера ацтеки обнаружили статую бога Уицилопочтли. Эта чудесная статуя, согласно легенде, имела пророческий даром и давала мудрые советы. Потому ацтеки начали почитать ее. По совету Уицилопочтли они оставили Астлан и отправились странствовать с восемью другими племенами: чичимеками, тепанеками, кулуа, тлас-каланцами и другими.

Пустившись в далекий и опасный путь, ацтеки взяли с собой статую Уицилопочтли и по ее советам выстраивали свой маршрут. Продвигались вперед они довольно медленно, порой по году задерживаясь на каждом новом месте. Тем временем передовые части продолжали поиски новых, более удобных мест и осваивали их, обрабатывали и засевали поля. Ко времени прибытия всего племени на новую стоянку на ней уже созревал урожай кукурузы.

Теперь ацтеками называют народы, которые населяли долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521 г. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые разговаривали на языке науатлъи обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и ацтеками иногда называли именно этот народ.

Ацтекские города-государства появились на обширном горном плато под названием долина Мехико, где теперь находится столица Мексики. Эта плодородная долина площадью около 6500 кв. км находится на высоте 2300 м над уровнем моря и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, доходящими в высоту до 5 000 м.

Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с озером Тескоко, самым обширным из них. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения представляли постоянную проблему для населения, проживавшего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки были удобным средством передвижения.

Основная пища ацтеков это кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и другие овощи, а также семена чиа и амаранта, различные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительная пища дополнялась мясом одомашненных индюков и собак, дичью, рыбой. Из всех этих компонентов ацтеки готовили очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, который предназначался для знати. Из сока агавы готовили алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получали из хлопка, который культивировали за пределами долины Мехико и ввозили в столицу ацтеков. Носить одежду из хлопчатых тканей могли лишь знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывали замысловатые узоры.

Основа хозяйства ацтеков – земледелие. Земледельческая техника их была примитивна. Основным орудием служила деревянная, заостренная с одного конца палка. Подчас такие палки имели у острого конца небольшое расширение чем немного напоминали наши лопаты. Эти палки применяли как для разрыхления почвы, так и при посеве, чтобы делать небольшие ямки, в которые потом бросались зерна. В старинных индейских рукописях часто можно увидеть изображения земледельцев с такой палкой, занимающихся посевом.

Под жарким солнцем Мексики даже эта немудреная техника щедро вознаграждала за труд, если только растения получали достаточно влаги. Потому у ацтеков широко применялось искусственное орошение. Название одной из лагун Мексиканской долины - Чалко (в переводе - Много каналов) - прямо указывает на это.

Любопытной и своеобразной особенностью ацтекского земледелия были плавучие огороды, по-мексикански - чинампа. Такие огороды устраиваются и в наше время на лагунах Чалко и Шочимилко. Сделать чинампу в то время было непросто. На небольшие легкие плоты, построенные из деревянных реек и плетеного тростника, накладывался ил, взятый со дна озера. К илу прибавляли немного земли. В этой плодородной смеси, всегда влажной из-за соприкосновения с водой, растения развивались в особенности быстро и пышно.

Несколько таких плотов, связанных вместе, привязывались к сваям, вбитым в дно озера. Теночтитлан, расположенный на небольшом островке и, следовательно, не имевший достаточного количества земли, был окружен множеством плавучих огородов. На них разводили преимущественно разные огородные растения: помидоры, бобы, тыквы, перец, кабачки, сладкий картофель и разнообразные цветы. Ацтеки очень увлекались разведением цветов. Недаром лагуна Шочимилко, изобиловавшая чинампа, переводится как цветочные сады.

Основной сельскохозяйственной культурой у ацтеков, как и у всех других индейских племен Центральной Америки, была кукуруза, или маис. От ацтеков или других племен Америки европейцы получили какао, табак, помидоры, подсолнечник, разные виды бобов, картофель, тыкву, ананас, ваниль, земляной орех, каучуковое дерево, многие из лекарственных растения, хину, стрихнин, кокаин, в конце концов, множество прекрасных декоративных растений: георгины, бегонии, фуксии, опунцию, кальцеолярию, различные виды орхидей. Не зря многие названия этих растений взяты из индейских языков, к примеру, шоколад или томат- искаженные ацтекские слова чоколатлъ и томатлъ.

Ни одного из возделываемых американскими индейцами растений до заселения американского континента белыми не знали ни в Европе, ни в Азии, ни в Африке. Знакомство с этими сельскохозяйственными культурами и освоение их более чем удвоило пищевые ресурсы Старого Света. В распоряжении ацтекских земледельцев были также такие культуры, как чия- растение, зерна которого использовали для выделки масла и приготовления освежающего напитка; ямс- растение со съедобными крахмалистыми клубнями; камоте- растение из семейства вьюнковых, корень которого употребляют в пищу.

Из областей с более жарким и влажным климатом они ввозили бобы какао, ананасы и ваниль. Агава использовалась в домашнем хозяйстве ацтеков в основном из-за своего сока. Из него путем брожения готовили крепкий напиток - октли. На плантациях нопального кактуса ацтеки усердно разводили кошениль - маленькое насекомое, дававшее прекрасный краситель для тканей темно-малинового цвета.

Землю у ацтеков обрабатывали мужчины. В первое время, когда ацтекское общество не знало еще классов, племенной совет распределял землю между родами. Внутри рода земля делилась между семьями пропорционально числу едоков. Когда умирал глава семьи, обработкой участка занимались его сыновья. Если он не имел потомства или на протяжении двух лет не засевал своих полей, участок передавали новому владельцу.

Со временем, при появлении в ацтекском обществе классов, положение изменилось. Специальные участки начали предназначаться для содержания правителя племени и жрецов. Эти земли обрабатывались, конечно, не ими, а простыми членами племени и частично рабами. Богатые и знатные захватывали себе более плодородные и обширные участки. Бедные не могли прокормить себя и свою семью на отведенных им клочках земли и были вынуждены идти в кабалу к богачам.

Из живности, которая была у ацтеков, следует назвать индюков. Об этой птице европейцы узнали лишь после открытия Америки. Собак ацтеки разводили в основном ради мяса, считавшегося лакомством. Есть основания считать, что ацтеки разводили также гусей, уток и перепелов. Широко было развито пчеловодство. Мед употребляли в пищу не только богатые, но и средние по достатку семьи.

Важным источником мяса была охота. Ацтеки славились как искусные охотники и меткие стрелки. Охотились они с помощью лука со стрелами и разного рода ловушек. Были им известны и простейшие приспособления для метания копья, и выдувные трубки для метания глиняных шариков. Люди, жившие на берегах озер, занимались также и рыболовством.

Хотя основные орудия труда у ацтеков были каменные и деревянные, в те времена начинался постепенный переход к изготовлению металлических орудий. Ацтекам была известна медь - ее взимали в качестве дани с покоренных племен. Соединяя ее с оловом, древние металлурги получали сплав, близкий к бронзе. Из него делали топоры, ножи, тесла, разные украшения, а также зубчатые наконечники копий. Медные орудия применяли в основном при обработке дерева. Но и медные, и бронзовые предметы, постепенно входившие в употребление, не вытеснили еще орудий из камня и имели относительно небольшое значение.

Сохранившиеся до наших дней произведения древнемексиканской культуры показывают, какого совершенства в обработке камня достигли ацтеки, пользуясь при этом каменными орудиями. Такого рода памятников найдено немало. Ацтекские гранильщики превращали куски обсидиана, горного хрусталя, нефрита, лунного камня, опала, аметиста в замечательные скульптурные изображения.

Большого успеха достигли ацтеки в обработке золота и серебра. Не зря все испанские завоеватели единодушно восхищались изумительными ювелирными изделиями ацтекских мастеров. Один из испанских историков написал о мексиканских ювелирах: «Они превосходят ювелиров Испании, поскольку могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или обезьяну с подвижной головой, языком, ногами и руками, а в руку вложить игрушку, так что может показаться, словно она танцует с ней. Больше того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, при этом одна чешуйка из золота, а другая - из серебра».

К сожалению, до наших дней сохранилось очень небольшое число ацтекских изделий из золота. Большая часть их была переплавлена в слитки испанскими завоевателями. Уцелевшие от варварских рук испанцев ювелирные вещи ацтеков являются гордостью нескольких крупнейших музеев мира. По рисункам и описаниям процесса литья, сохранившимся в ацтекских рукописях, мы имеем возможность представить себе труд индейских металлургов и ювелиров.

Из мелкозернистой глины лепилась модель украшения и покрывалась тонким слоем воска, поверх которого налеплялась глина. При нагревании формы воск выплавлялся и в ней образовывалась полость, в точности воспроизводящая конфигурацию модели. Расплавленное золото или серебро вливалось в специально сделанное верхнее отверстие. Оно заполняло все пустоты формы. Теперь оставалось только подождать, пока металл застынет, чтобы извлечь из формы отливку. Потом ее шлифовали, а для придания блеска погружали в ванну из квасцов.

На самом деле процесс этот был в значительной степени сложней. Основная трудность заключалась в создании вокруг восковой модели прочной, жаростойкой оболочки, которую бы не разрушил расплавленный металл. Хрупкую восковую модель как бы облекали в тонкий, но невероятно прочный керамический чехол, который предохранял от образования пригара, шероховатостей, оспенной поверхности. Это достигалось подбором соответствующих сортов глины и песка, строгим температурным режимом заливки, искусством изготовления формы. Всем этим в совершенстве владели древние ацтекские металлурги. Глаза заменяли им точные приборы, которыми пользуются сейчас литейщики.

Весьма разнообразны и красивы были гончарные изделия мексиканских мастеров. Каждое племя, зачастую даже отдельное селение, изготавливало свои, особой формы глиняные сосуды, имевшие также разные орнаменты. Сосуды лепили «от руки», так как гончарный круг не был известен древним жителям Мексики. В особенности славились своей характерной, богато орнаментированной керамикой Тласкала и Чолула. Сосуды из Чолулы, украшенные изображениями людей, богов, животных и растений, были самыми ходовыми предметами при меновой торговле. Недаром археологи находят их во время раскопок во всей Южной Мексике и в значительной части Центральной Америки.

Высоко ценили у ацтеков и ткацкое ремесло. Их ткани отличались сложными и красивыми рисунками, играли яркими красками. Ацтекские мастера могли придавать тканям вид бархата, парчи, разнообразных мехов. К сожалению, разрушения, произведенные временем, а впоследствии - испанскими завоевателями, очень велики. Сохранилось не много образцов этих чудесных тканей, и мы знаем о них большей частью по описаниям и рисункам.

Связанное с ткачеством другое ацтекское ремесло - составление узоров из перьев - было настоящим искусством. Мастер брал самые различные по окраске перья и составлял из них довольно сложные узоры. Потом стержни этих перьев в определенном порядке или прикрепляли к сетчатой ткани в местах скрещения нитей, или попросту наклеивали на хлопчатую ткань. Таким способом изготавливали знаменитые плащи из перьев и пышные головные уборы вождей, которые так поразили испанских завоевателей. Такой же перьевой мозаикой, изображавшей разных животных или воспроизводившей геометрические узоры, часто украшали щиты знатных воинов.

В изделиях из перьев поражало удивительно гармоничное сочетание цветов и оттенков. Трудно было поверить, что это не произведение живописи - до такой степени совершенен был подбор красок. Изделиями из перьев в особенности славился Теночтитлан. Своеобразное ремесло мастеров перьевой мозаики сохранилось до нашего времени. Мексиканские мастера и сейчас умеют создавать с помощью перьев красивые пейзажи и забавные бытовые картинки.

Ацтеки носили одежду, по которой возможно было почти безошибочно определить род занятий и состоятельность человека «с одного взгляда». Люди в скромных белых одеждах - это земледельцы. Более состоятельные опоясывали себя широкими кушаками с густой бахромой и красивой вышивкой. Меховую одежду и шерстяные ткани носили лишь очень богатые. Знатные лица щеголяли в плащах из перьев - легких, теплых и чрезвычайно изящных. Черные мантии были принадлежностью жрецов. Хотя, их можно было узнать и по следам самоистязаний - изодранным ушам и запекшейся крови на голове. Ацтекские женщины ходили с распущенными волосами, ниспадавшими на плечи.

February 27th, 2015 , 10:37 am

Прочитав этот пост, вы узнаете: Чем взбодриться ранним утром да так, чтобы это еще и было полезно для здоровья? Как за одну ночь обойти двести жен, если у вас есть гарем. И что все-таки такое - "жидкое золото".

На самом деле ответ на этот вопрос прост - это чоколатль (или как его уже несколько веков принято называть - какао). Лингвисты считают, что слово "шоколад"- это комбинация терминов "choco" ("пена") и "atl" ("вода"). В древности шоколад был только напитком. В языке майя существовало слово "чакахуаа", которым называли напиток из высушенных и измельченных бобов какао. В нем угадывается более позднее название напитка ацтеков "чоколатль", которым вождь Монтесума угощал Кортеса, открывшего какао для Европы. Считается, что испанцам сложно было выговорить это слово и они, взяв за основу называние ацтекское название дерева какао "какахуатль", стали называть этот напиток какао.

Однако, напиток, которым ацтеки угощали испанца Эрнана Кортеса, мало чем походил на современный горячий шоколад. Чоколатль готовился на горячих камнях из ферментированных и измельченных какао-бобов, густо приправленных жгучим перцем. Команда Кортеса окрестила этот напиток "горькой водой", и, отведав его всего раз (ни один член команды не решился на повторную дегустацию), испанцы искренне недоумевали как индейцы могут пить подобное варево, да еще и считать чоколатль даром небес. Добавлять в напиток перец, или, реже, дикий мед начали еще майя, которые впервые возделывать какао начали в IV веке нашей эры.

И так, уже в Европе было несколько рецептов какао, часть из которых даже была долгое время засекречена.

Основной рецепт напитка был такой:
- 700г какао,
- 750г белого сахара,
- 56г корицы,
- 14г гвоздики,
- 14г перца,
- 3 стручка ванили.
По вкусу в получившийся напиток рекомендовалось добавлять щепотку анисовых зерен, орехов, мускуса или цветков апельсина.

Другие рецепты:

Испания (XVII в.) - Какао бобы, вода, мед, ваниль, корица, мускатный орех, мед (напиток стали подавать горячим).

Рецепт для короля Филиппа II, "повышающий мужскую силу" (XVI в.) - Какао бобы, вода, стручки ванили, черный перец, мед.

Самый интересный рецепт (Франсиско Эрнандес, врач испанского короля Филиппа II) - смешать вместе 50% обжаренных какао-бобов, 50% зерен плодов мармеладного дерева и добавить измельченную кукурузу, священный ухо-цветок ацтеков, черный перец, мед и, при желании, перец чили, душистый перец и цветы мексиканской магнолии.

Франция (XVIII в.) - Какао бобы, ваниль, корица, мускатный орех, сахар, кипяченое молоко (горячий шоколад).

Рецепт для Марии Антуанетты (XVIII в.) - В напиток помимо обычных ингредиентов добавляли пудру цветка орхидеи, цветки апельсинов и миндальное молоко.

Кстати, Монтесума, счастливый муж двух сотен жен, ежедневно выпивал около полусотни кубков напитка, приготовленного из какао, чтобы выполнять свой супружеский долг. Среди его подданных ходили слухи, что за одну ночь Монтесума обходил покои всех своих жен, ни одну не обделяя вниманием! Такой потрясающий тонус сам вождь объяснял только лишь действием какао, употребление которого стало его ежедневным ритуалом с молодости.

Это сейчас "жидким золотом" называется кровь земли, за которую люди готовы проливать собственную. А у ацтеков все было проще, для них напиток, повышающий потенцию, являлся жидким золотом. Да и сами какао-бобы по своей сути являлись деньгами, например, всего за 100 бобов можно было купить себе раба.

Продолжение следует...

Фото сделаны и интересная информация получены в музее истории шоколада Криолло (г. Киров, ул. Спасская, 15).