Муса манаров семья. Муса хираманович манаров биография

Многим людям знакомо то волнительное ощущение или, скажем, гордость за человечество, когда наблюдаешь за запуском ракеты или за речью благополучно приземлившегося космонавта даже через монитор.Нашей редакции повезло больше, мы беседовали с самим Мусой Манаровым .

У меня приступ клаустрофобии был в тот момент, когда я входил в скафандр. Учитывая мои физические данные, мне всегда было сложно в него войти влезть - это требовало определенных усилий. Когда входишь в скафандр, создается ощущение, будто ныряешь туда безвозвратно. Этот страх длится буквально 10 секунд в процессе надевания скафандра, а дальше уже возвращаешься в стабильное состояние. Скафандр вы надевает е самостоятельно?

Ну как бы очень частично. Невесомость - это более свободное пространство. В бассейне вы не можете свободно повернуться и находитесь головой вверх, а в невесомости вы можете развернуться как вам удобно. Но с точки зрения трудностей в процессе работы, то и в бассейне и в невесомости работать непросто.

Иногда не успеваешь сделать какой-либо эксперимент, потому что на него накладывается другой, который нужно сделать именно здесь и сейчас. То, что можно перенести мы осуществляли в выходные. Вообще, станция - это огромное хозяйство, которое отламывается, отваливается, приходит в негодность и приходится, как любому крестьянину, где-то что-то чинить. Мне кажется наоборот, людям, которые связаны работой и не столь близки между собой - им легче как раз общаться в течение длительного времени. Потому что близкие люди скорее разругаются, так как они сильнее переживают друг за друга. В нашем случае рабочие ровные отношения самое оно, важно иметь рядом с собой интеллектуального и грамотного человека. Вопросы, во-первых легко решаются, во-вторых, они даже не возникают. А что касается противоречий, то конечно возникали, но в основном из-за работы скажем, когда надо что-то сделать иногда бывает два мнения. Но этот случай у нас есть субординация и уважение друг к другу.
вы с Видео? «Новое поколение рождает новое видение мира» - цитату из одного фильма трудно переспорить. Ведь каждое поколение вносит свое в лепту мира, независимо от того хорошее это введение или нет. Мы выяснили, что думает на этот счет известный бортинженер ТМ-4. Дочка скорее в маму пошла - она врач. А сын у меня инженер, окончил институт им. Баумана. Мы с ним обсуждаем некоторые темы, касающиеся космоса, недавно обсуждали изобретения Илона Маска. Он, конечно, интересуется техникой. Раньше смотрели как фантастику. А сейчас у них такое ощущение, что это как сотовый телефон - просто и элементарно. В действительности, человек, который техникой не интересуется, он не понимает насколько сложен этот сотовый телефон, а тем более полет в космос. Он рассматривает его как рутину, ну подумаешь космос.
Мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам
А что насчет взрослых людей? А взрослые также. Раньше была другая концепция жизни – человек это творец он создан для того, чтобы строить новое общество, города, машины, чтобы сделать это - нужны знания. Человек жил такой мечтой – оттуда и космос и достижения, и уважения к людям. Сейчас концепция во многом капиталистическая - деньги и прибыль. Народ рванулся во всякие финансовые науки. Раз мы перешли в новую капиталистическую фазу, мы должны переболеть этой прибылью, попыткой заработать, но мы уже почти переболели этим, почти.

Дело в том, что там думать не дали. Подошел комсорг (Комсомольский организатор) и сказал, что все наши подали заявление в космонавты, а ты нет. Я говорю, какой из меня космонавт. Он ответил, - «ты наш процент портишь, подавай, заодно и здоровье проверишь». Так я подал заявление. Думаю, представлять Мусу Манарова нет необходимости, особенно нашим читателям, но наверняка есть те, которые еще не слышал о нем в силу возраста или случайностей – в таком случае мы будем рады сделать это первыми.Он известен также в роли народного депутата РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР. Однако мы затронем только часть его биографии, касающейся космонавтики и авиации. В 1978-1992 - в отряде космонавтов выполнил два космических полёта.В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран». С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (Орбитальная станция) (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта. С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.В России 12 апреля признано днем космонавтики. В этот день был совершен полет первого космического аппарата, поднявшего человека на околоземную орбиту. Эта дата является началом новой эпохи и толчком для будущих неземных открытий.
Фото: из личного а рхива Мусы Манарова
", "Russian Female");" type="button" value="🔊 Прослушать новость"/>

Многим людям знакомо то волнительное ощущение или, скажем, гордость за человечество, когда наблюдаешь за запуском ракеты или за речью благополучно приземлившегося космонавта даже через монитор.

Нашей редакции повезло больше, мы беседовали с самим Мусой Манаровым .

По-моему, невесомость – это самое приближенное состояние, схожее с полетом. Летать без каких-либо приспособлений – космическая реальность. В беседе с Мусой Хирамановичем мы узнали некоторые подробности о его субъективном мироощущении в космическом пространстве.

В интервью одному азербайджанскому новостному каналу вы рассказали о приступе клаустрофобии в скафандре, что вы тогда чувствовали?

У меня приступ клаустрофобии был в тот момент, когда я входил в скафандр. Учитывая мои физические данные, мне всегда было сложно в него войти влезть — это требовало определенных усилий. Когда входишь в скафандр, создается ощущение, будто ныряешь туда безвозвратно. Этот страх длится буквально 10 секунд в процессе надевания скафандра, а дальше уже возвращаешься в стабильное состояние.

Скафандр вы надевает е самостоятельно?

На Земле выходной скафандр при надевании стоит вертикально и для того, чтобы оказаться в нем, нужно как бы спрыгнуть вниз, в этом помогает вес. В невесомости, где нет силы тяжести, нужно загнать в него тело. Проем скафандра был сделан не очень удобно, и я каждый раз забывал, как нужно держать руку или голову. А в целом, после входа в него, то чувствуете в нем себя комфортно. Однако, после тяжелой работы вне станции, и вылезать из него было процессом трудоемким, порой командир помогал мне из него выбраться.

Какие тренировки для освоения скафандра проводились перед полетом в космос?
У нас проводились тренировки в бассейне. Все работы в скафандре отрабатываются сначала в бассейне. Это как имитация невесомости.

Близка ли эта имитация в реалиях невесомости?

Ну как бы очень частично. Невесомость — это более свободное пространство. В бассейне вы не можете свободно повернуться и находитесь головой вверх, а в невесомости вы можете развернуться как вам удобно. Но с точки зрения трудностей в процессе работы, то и в бассейне и в невесомости работать непросто.

Какими были ваши первые ощущения?

Трудно передать ощущение невесомости. Человек к ней привыкает. Ее практически не замечаешь. Это естественное ощущение, только оно для земного человека неестественно. Вы когда в скафандре минут пять побудете, то вы забываете, что вы в нем – воспринимаете как одно целое с самим с собой. Человек, едущий на велосипеде, уже не думает что он на велосипеде, он едет и все.

Вы почти беспрерывно работали на «Мире» в течение 326 суток, как вы отдыхали, и было ли у вас время для отдыха?
В космосе мы регулярно проводили эксперименты, это были медицинские, технологические, технические, астрономические и другие работы. Мы занимались тем, что проводили исследования. Порой ремонтировали станцию или просто занимались жизнеобеспечением, чисткой и мойкой станции.
На отдых у нас оставалось время после работы и в выходные дни. В субботу у нас была гигиеническая уборка, в выходные мы доделывали те эксперименты, которые мы не успевали сделать в течение рабочей недели. Мы дорабатывали.

Вы когда в скафандре минут пять побудете, то вы забываете, что вы в нем – воспринимаете как одно целое с самим с собой

У вас был очень большой объем работы?

Иногда не успеваешь сделать какой-либо эксперимент, потому что на него накладывается другой, который нужно сделать именно здесь и сейчас. То, что можно перенести мы осуществляли в выходные. Вообще, станция — это огромное хозяйство, которое отламывается, отваливается, приходит в негодность и приходится, как любому крестьянину, где-то что-то чинить.

Как известно, на четвертую экспедицию на «Мир» для проведения наблюдений были отобраны два специалиста: Муса Манаров (бортинженер) и Владимир Титов (командир экипажа). Пребывание их на мире было рекордно длительным. О положительных и отрицательных сторонах в мире двух человек мы спросили у нашего респондента.

В процессе пребывания на станции «Мир» вы контактировали с Вла димиром Титовым, находили ли вы время для разговоров или наоборот уединения?
На работе мы преимущественно контактировали, работа часто требует всего экипажа. У нас с Титовым было мало возможности уединения. Был небольшой объем. Когда был второй полет, там был свой отсек, и было в этом плане проще.

Достаточно сложно в течение долгого времени находиться на одной маленькой территории, особенно людям, которые связаны больше работой, нежели дружественными или родственными отношениями. Были ли у вас разногласия?

Мне кажется наоборот, людям, которые связаны работой и не столь близки между собой — им легче как раз общаться в течение длительного времени. Потому что близкие люди скорее разругаются, так как они сильнее переживают друг за друга. В нашем случае рабочие ровные отношения самое оно, важно иметь рядом с собой интеллектуального и грамотного человека. Вопросы, во-первых легко решаются, во-вторых, они даже не возникают. А что касается противоречий, то конечно возникали, но в основном из-за работы скажем, когда надо что-то сделать иногда бывает два мнения. Но этот случай у нас есть субординация и уважение друг к другу.

После такого пережитого опыта общаетесь ли вы с ейчас, остались ли вы друзьями или стали ими?
Особенно близкими друзьями мы не стали. Мы живем в отдаленных друг от друга местах. У нас приятельские теплые отношения, то есть, всегда приятно друг друга встретить, поговорить.

Было ли у вас желание за то долгое время пребывания в космосе вернуться и побыть с семьей и поговорить с кем-то?
Сейчас есть система связи на МКС (Международная космическая станция). Космонавты могут позвонить близким по телефону, а тогда у нас этого не было. Тогда вечером в конце рабочего дня оператор сообщал, что звонил ко мне домой, после чего дословно передавал мне все ими сказанное. Нас держали в курсе. Также один раз в две недели был сеанс связи.

Видео?
Иногда и видеосвязь была, но чаще просто голос. Иногда включалось телевидение с борта на землю, еще реже на борт подавали картинку. Тогда техника была не такая как сейчас.

«Новое поколение рождает новое видение мира» — цитату из одного фильма трудно переспорить. Ведь каждое поколение вносит свое в лепту мира, независимо от того хорошее это введение или нет. Мы выяснили, что думает на этот счет известный бортинженер ТМ-4.

В данный момент интересна ли тема космоса вашим детям и связано их настоящее или будущее с этой сферой?
Дочка скорее в маму пошла — она врач. А сын у меня инженер, окончил институт им. Баумана. Мы с ним обсуждаем некоторые темы, касающиеся космоса, недавно обсуждали изобретения Илона Маска. Он, конечно, интересуется техникой.

Есть мнение, что нынче тема о космосе не настолько обширна и популяризирована. Молодежь, по-вашему, интересуется этим?
Интересуется не вся молодежь. В основном есть люди, которые интересуются техникой. Есть люди, которые хотят стать летчиками – интересуются полетами, а многие этим не интересуются и сейчас их особенно меньше стало. Да и в то время, когда я выступал перед школьниками. Знаете, интереснее всего рассказывать про космос детям до пятого класса, а те, кто постарше у них уже начинаются другие интересы.

А дети на это смотрят с точки зрения какой-то фантастики?
Раньше смотрели как фантастику. А сейчас у них такое ощущение, что это как сотовый телефон — просто и элементарно. В действительности, человек, который техникой не интересуется, он не понимает насколько сложен этот сотовый телефон, а тем более полет в космос. Он рассматривает его как рутину, ну подумаешь космос.

Мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам

А что насчет взрослых людей?
А взрослые также.

Согласны ли вы, что тема космоса стала менее популярна? Ведь раньше мы чаще слышали о космических открытиях, несмотря на ограниченность в информации сравнительно с настоящим временем.
Частично это правильно. Раньше это была заря космонавтики и особенно при Королеве. Каждый полет было что-то новое, потом пошла стадия уже накопления знаний, повторений. А сейчас стадия некоторого зависания, торможения потому что страна пережила тяжелый период: смена формаций, 90-е годы, когда денег не хватало ни на что, когда многие заводы остановились и так далее. То, что мы сейчас немножко тормозим – это просто объективная ситуация, но потихоньку мы начнем двигаться к новым вещам. Мы построили новый космодром, ракеты. Сейчас страна восстанавливается после тяжелого периода.

Как вы относитесь к сегодняшней политике образования. Какая она сейчас?
Раньше была другая концепция жизни – человек это творец он создан для того, чтобы строить новое общество, города, машины, чтобы сделать это — нужны знания. Человек жил такой мечтой – оттуда и космос и достижения, и уважения к людям.
Сейчас концепция во многом капиталистическая — деньги и прибыль. Народ рванулся во всякие финансовые науки. Раз мы перешли в новую капиталистическую фазу, мы должны переболеть этой прибылью, попыткой заработать, но мы уже почти переболели этим, почти.

Профессия космонавта навевает образ какого-то романтического героя, который стремится в путь к звездам. Весьма наивно и скорее такой образ может сформироваться в воображение ребенка. Однако этот профиль далеко неромантичен, здесь нужно преуспеть и в физическом, и в моральном, и умственном плане, возможно, только сумма таких достоинств сближает специальность космонавта с образом фантастического героя.

Ваше желания стать космонавтом, наверное, не было таким иллюзорно детским, такое решение пришло к вам в осознанном возрасте?
Я вообще не собирался быть космонавтом. Я просто интересовался техникой, в частности радиоэлектроникой, поэтому я поступил в авиационный институт на радиоэлектронику. Когда я окончил институт, то распределился в Королевскую фирму, которая занималась космосом. Безусловно, космос вызывал у меня всегда восторг, обожание и восхищение, но себя я там не представлял.
А уже когда я работал в королевской фирме, то я попал не в отдел радиоэлектроники, а в отдел, который занимается испытаниями, где работал как наземный инженер. Моя работа заключалась в испытании космических объектов, анализа состояния систем посредством телеметрии, наблюдение за состоянием борта и т.д. Позже мне предложили подать заявку в космонавты.

Долго ли вы думали над предложением?
Дело в том, что там думать не дали. Подошел комсорг (Комсомольский организатор) и сказал, что все наши подали заявление в космонавты, а ты нет. Я говорю, какой из меня космонавт. Он ответил, — «ты наш процент портишь, подавай, заодно и здоровье проверишь». Так я подал заявление.
Ну а потом началась серьезная подготовка, тщательное медицинское обследование и т. д.

В течение столь долгой подготовки не возникали у вас сомнения бросить все и взяться за более земные вопросы?
А у меня не было особого выбора, понимаете, я жил в общежитии. Ну чем бы я занялся? В том же отделе сидел бы не космонавтом, а другими вещами занимался. Поэтому конечно не было у меня никаких идей уйти. Но ждать полета было непросто.
Когда меня зачислили в отряд космонавтов, я наблюдал, как люди из отряда улетали, были торжественные собрания, потом прилетали обратно, проходили опять собрания они описывали свою поездку, конечно, после таких рассказов хочется самому полететь.

Думаю, представлять Мусу Манарова нет необходимости, особенно нашим читателям, но наверняка есть те, которые еще не слышал о нем в силу возраста или случайностей – в таком случае мы будем рады сделать это первыми.

Он известен также в роли народного депутата РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР. Однако мы затронем только часть его биографии, касающейся космонавтики и авиации.
В 1978-1992 - в отряде космонавтов выполнил два космических полёта.
В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».
С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (Орбитальная станция) (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.
С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

В России 12 апреля признано днем космонавтики. В этот день был совершен полет первого космического аппарата, поднявшего человека на околоземную орбиту. Эта дата является началом новой эпохи и толчком для будущих неземных открытий.



22.03.1951 -
Герой Советского Союза


М анаров Муса Хираманович – бортинженер космического корабля "Союз ТМ-4" и орбитального комплекса "Мир"; лётчик-космонавт СССР.

Родился 22 марта 1951 года в городе Баку (Азербайджанская ССР). Лакец. Сын офицера Вооружённых Сил. Детство провёл в различных городах по местам службы отца: Москва, Харьков, Алатырь (Чувашская АССР).

В 1968 году окончил среднюю школу в Алатыри. В 1974 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).

В 1974-1978 годах работал в НПО "Энергия", инженер 74-го, 114-го и 110-го отделов. Участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.

В 1978-1992 годах – в отряде космонавтов НПО "Энергия". В 1979-1982 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран".

21 декабря 1987–21 декабря 1988 года совершил космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле "Союз ТМ-4" и орбитальном комплексе "Мир" (командир - Титов В.Г.) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле "Союз ТМ-6". Был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

З а успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года Манарову Мусе Хирамановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

2 декабря 1990 года – 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле "Союз ТМ-11" и орбитальном комплексе "Мир" продолжительностью 175 суток 2 часа.

Всего выполнил 2 космических полёта общей продолжительностью в 541 сутки 20 минут, что на то время было выдающимся результатом. Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года - космонавт-инструктор научно-производственного объединения "Энергия". Занимался политической деятельностью. В 1990-1993 годах – народный депутат РСФСР.

После ухода из отряда космонавтов в 1992 году занимался предпринимательской деятельностью в области приборостроения. В 1992-1995 годах – генеральный директор ТОО "МКОМ". С 1995 года – директор ЗАО "Выделенные интегральные сети".

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5 созыва (2007-2011). Живёт в городе-герое Москве.

Воинские звания:
майор запаса (30.10.1988),
подполковник запаса (26.12.1997),
полковник запаса (8.05.1999).

Награждён орденами Ленина (21.12.1988), Октябрьской Революции (26.05.1991), медалью "За заслуги в освоении космоса" (12.04.2011), иностранными наградами - орденами Почётного Легиона степени офицера (Франция, 10.04.1988), "Солнце свободы" (Афганистан, 1988), Георгия Димитрова (Болгария, 1988), "Стара Платина" 1-й степени (Болгария, 2003).

22 марта исполнилось 63 года одному из самых знаменитых и великих дагестанцев – Мусе Хирамановичу Манарову. Каждому человеку хочется, чтобы его сын, брат, родственник или земляк стал знаменитым, сделал какое-нибудь открытие, стал чемпионом в спорте, отличился в труде или совершил подвиг. И это естественно, ибо лучшее и прекрасное в обществе всегда связано с именами ярких личностей. Сила духа, патриотизм и мужество народа зависят не от его количества. И если даже один представитель любого народа совершит подвиг, то этот народ бессмертен. Мужество у дагестанцев в крови, они воспитаны в суровых горах, и в их жилах бьется жаркая кровь своих предков. Подвиги дагестанцы совершали, совершают и будут совершать во все времена. Удивительные народы живут в Дагестане. Для них нет ни чужого горя, ни чужой радости, сердца их как будто слиты, они умеют объединяться в любой момент, открыть сердца для друзей и сжать единый кулак для врага. Но когда один из сыновей нашей республики полетел в космос, дагестанцы это приняли как особый подвиг. Звезды, такие далекие от нас, стали нам близкими. Муса Манаров оставил там автограф на все времена. Его полет стал радостью и гордостью всех дагестанцев. Маленькая республика заслужила того, чтобы среди избранных оказался ее представитель. И какой подарок он принес своему малочисленному, но великому народу?! Чтобы оценить этот подвиг, надо знать, какими сильными качествами должен обладать космонавт. Выбирают из сотни самых здоровых и мужественных, подготовленных ребят. Прежде всего, у него должна быть гигантская сила воли, чтобы подготовить себя к полету. Постоянные тренировки, строгие рамки, через которые нельзя переступать. Чтобы все это выдержать, надо быть железным человеком и очень сильно любить свою Родину и свой народ и, конечно же, иметь мужество, которое есть у дагестанских мужчин. Муса Манаров умножил и возвысил это мужество до самых звезд.

Муса Хираманович Манаров родился 22 марта 1951 года в Баку, в семье военнослужащего. По национальности лакец. Про город Баку практически ничего не помнит, так как через месяц отца перевели в другую воинскую часть. Отец был фронтовиком, артиллеристом. Он окончил Высшую артиллерийскую академию в Москве и с детства был примером для сына. Военные люди себе не принадлежат, колесят по всей стране и порой не знают, где они окажутся через месяц-другой. Так было и с семьей Манаровых. По долгу службы отец переезжал из одной войсковой части в другую, и детство Мусы проходило «на чемоданах». Из-за этого на учебу можно было махнуть рукой, но парень никогда не кивал на трудности судьбы и переносил тяготы армейской службы отца с пониманием и терпением.

В первый класс пошел в Харькове. Его детство и юность прошли в Алатыре, по месту работы отца. Учился Муса c 4-го класса в средней школе №8 и десятый класс закончил с золотой медалью.

«Сейчас сложно вспомнить, в каких только городах мне не приходилось ходить в школу, – вспоминал Муса Хираманович в беседе с корреспондентом ДДД. – Моя учеба прошла во многих школах между Ленинградом и Москвой. И это был не только бывший СССР, но и Украина. В первый класс я пошел в Харькове. Там же закончил восьмилетку. Меня никто не заставлял учить украинский язык, но я самостоятельно выучил его и сдал все экзамены. Даже сейчас помню строки одного стихотворения, где есть такие слова: «Билля школы, на майдани, революция идее. Хай, чабан, уси гукнулы, за отамана буде!» Украинский язык певучий, но учить его мне было трудно. А вот десятый класс я закончил в Чувашии, в городке Алатырь. Так называется пристань на реке Сура. Этот город известен с 1552 года».

С пятого класса он влюбился в радиодело. На свои скромные деньги скупал в магазинах различные радиодетали и в свободное время допоздна засиживался за столом с паяльником в руках. За годы увлечения радиотехникой он изготовил не один радиоприемник. Из всех школьных предметов Мусе больше всего нравилась физика. Наука о природе словно магнитом тянула будущего космонавта в класс. Кто знает, может, уже тогда он понимал, что эта наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира, в будущем поможет ему при работе в космосе. Ведь на стыке физики и других естественных наук возникли биофизика и астрофизика, геофизика и физическая химия. Видимо, еще тогда Муса понял, что физика – это фундамент всей современной техники, включая космическую технику и ядерную энергетику.

А вот богатырским здоровьем он не отличался и в школе часто болел. И чтобы стать более сильным, заставлял себя отжиматься от пола, подтягиваться на перекладине.

После школы Муса поступил на факультет радиоэлектроники летательных аппаратов Московского авиационного института. В институте приобщился к спорту. Конечно, в МАИ он перестал собирать приемники, но часами пропадал в спортивном зале. Его видели, как он играл в футбол, баскетбол или хоккей. Два года занимался боксом и поставил удар настолько, что в любой компании мог за себя постоять. В 1974 году окончил Московский авиационный институт и до 1978 года работал инженером в НПО «Энергия».

Самое памятное событие в его жизни произошло 21 декабря 1987 года – на корабле «Союз ТМ-4» и орбитальной станции «Мир» бортинженер Муса Манаров побывал на орбите с командиром экипажа Владимиром Титовым и космонавтом-исследователем Анатолием Левченко. Тогда Манарова занесли в Книгу рекордов Гиннесса, ведь был установлен новый мировой рекорд продолжительности космических полетов – 365 суток 22 часа 38 минут 58 секунд!

Программа экспедиции была как никогда ответственная. 26 февраля Манаров и Титов осуществили выход в открытый космос. «Прогулка» заняла 4 часа 25 минут. Впрочем, по большому счету прогулкой это назвать сложно, ведь космонавты смонтировали экспериментальную секцию на солнечной батарее, установленной Юрием Романенко и Александром Лавейкиным. Во время первого выхода были заменены панели устаревшей солнечной батареи. Новая солнечная батарея обладала лучшими энергетическими характеристиками при тех же габаритах и массе. Два фрагмента батареи сделаны съемными. На них размещены новые фотоэлементы из перспективных различных материалов. Второй же выход не предусматривался программой. Он был вызван возникшей в ходе полета проблемой. Нужно было заменить блок детектора голландского рентгеновского телескопа. Его создатели не рассчитывали на длинный срок службы. Год он отработал исправно, а потом характеристики его ухудшились. Манарову пришлось выходить в бездну открытого космоса еще раз, чтобы заменить его на новый, запасной.

Позже Муса Манаров вспоминал: «Если бы меня спросили, какое новое чувство испытал я за бортом станции, я бы, пожалуй, назвал ощущение бездны, бесконечности пространства. Наша Земля – удивительно красивая планета, те, кто побывал в космосе, это отмечают, а нам, пробывшим в космосе целый год, это особенно заметно».

– Тогда, с марта по май, провели немалые исследовательские работы, – рассказывал Манаров. – Были выполнены очередные циклы наблюдений рентгеновского пульсара «Геркулес», рентгеновских источников «Лебедь». Однако не все шло гладко. Так, в марте вышел из строя звездный датчик телескопа, но проблему удалось быстро решить. Еще запомнилось, что в полете мы изучали новую рентгеновскую звезду, вспыхнувшую 26 апреля 1988 года в созвездии Лисичка. Параллельно шли съемки участков неба с помощью ультрафиолетового телескопа «Глазар». Второй выход в открытый космос у меня был 30 июня. В этот день с Титовым мы установили специальный трап и по нему перешли на модуль «Квант». Нам предстояло заменить блок-детектор на рентгеновском телескопе. Но начались проблемы. Вся загвоздка состояла в том, что мы вскрыли часть теплоизоляции и попытались снять блок. Но не тут-то было! Болтики, так хорошо удалявшиеся на Земле во время тренировок, в космосе оказались залитыми эпоксидкой. В результате кусачки с них соскальзывали. За полтора часа такой «работы» руки словно стали чужими и не слушались. Когда наконец справились с болтиками, остался «патефонный» замок крепления детектора к телескопу. Всего-то надо было вставить в него ключ и повернуть до упора. Я пытался это сделать, но ключ проворачивался. Самое страшное произошло позже – ключ отвалился, и конец его остался в замке. Открыть замок так и не удалось, и через пять часов в открытом космосе нам пришлось вернуться на станцию. А 21 июля к комплексу пристыковался «Прогресс-37», и работы с ним завершились 12 августа.

За все время полета экипаж трижды выходил в открытый космос, и каждый раз это было для Владимира Титова и Мусы Манарова большим событием.

За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Манарову Мусе Хирамановичу 21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11591).

2 декабря 1990 года Муса Манаров второй раз побывал в космосе в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа. На этот раз его командиром был Виктор Афанасьев, а космонавтом-исследователем – японский журналист Тоехиро Акияма. Это был первый полет в космос космонавта Японии.

Еще раз Манаров и Афанасьев побывали в открытом космосе 7 января 1991 года. Все длилось 5 часов 18 минут. Космонавтам удалось отремонтировать люк модуля. Сначала они открутили болты, заменили разлетевшийся некогда от удара подшипник, а затем и весь кронштейн. А 23 января космонавты в открытом космосе установили грузовую стрелу и испытали ее. Первым «грузом» стал Муса Манаров, а Виктор Афанасьев, вращая ручки, переносил его туда-сюда. Во время космических полетов он совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

Впервые на околоземной орбите оказались двенадцать землян: Г. М. Манаков, Г. М. Стрекалов, В. М. Афанасьев, М. Х. Манаров (СССР), Т. Акиями (Япония), В. Д. Бранд, Г. С. Гарднер, Д. А. Хоффман, Д. М. Лаундж, Р. А. Паркер, С. Т. Дарранс, Р. Э. Пэриз (США).

После второй космической командировки он два месяца не мог ходить, долго лечился. По этой причине и ушел из отряда космонавтов.

После полетов в космос у Мусы появилось новое хобби – теннис. На теннисном корте в городке космонавтов на Хованке он отрабатывал первые удары. Азы тенниса он постигал самостоятельно. Паяльник с канифолью как бы отошли на второй план, и на этот раз космонавт засел за «теорию тенниса», читал книги, смотрел по компьютеру диски с секретами этой древней игры. И это дало свои плоды. Он ежегодно участвовал в международном теннисном турнире памяти Юрия Гагарина. Чаще всего играл с Юрием Молодченко.

В 1990 году Муса Манаров был избран народным депутатом РСФСР от Дербентского национально-территориального округа, стал членом Палаты Национальностей Верховного Совета РСФСР. В 1992–1995 годах он занимал должность генерального директора компании «МКОМ» в холдинге «Смолсат», затем был директором компании «Выделенные интегральные сети», которая занималась созданием системы транкинговой радиосвязи (многоканальные рации для близких расстояний). В декабре 1995 года Манаров баллотировался в Государственную думу второго созыва от экологического движения «Кедр», но избран не был. Одно время он входил в Президиум Российской партии самоуправления трудящихся. 2 декабря 2007 года М. Х. Манаров был избран депутатом Государственной думы пятого созыва по списку партии «Единая Россия».

Имеет звание Героя Советского Союза, кавалер ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года); кавалер ордена Октябрьской Революции (26 мая 1991 года). Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года). Офицер ордена Почетного легиона (10 апреля 1989 года, Франция), кавалер ордена Солнце Свободы (ДРА, 1988 год) и ордена Георгия Димитрова (НРБ, 1988 год). Награжден орденом «Стара Планина» I степени в связи с 15-летием второго советско-болгарского полета (вручен президентом Болгарии 10 июня 2003 года). Орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» (Указ Президента Республики Дагестан №29 от 17.03.2011). Ему вручен приз «Международный Икар-1989», почетный диплом «Приз Хармона» (США). Входил в Президиум Российской партии самоуправления трудящихся. Является вице-президентом Московской федерации джиу-джитсу и кобудо.

Муса Манаров написал яркую, светлую, мужественную страницу в истории Дагестана и доказал всему миру, что достоинство народа не зависит от его численности.

> > > Манаров Муса Хираманович

Манаров Муса Хираманович (1951- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №63;
Космонавт мира: №203;
Число полетов: 2;
Продолжительность : 541 сутки 0 часов 31 минута 10 секунд;
Число выходов в открытый космос : 7;

Муса Манаров – 63-й советский космонавт, герой СССР: биография, фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, полеты на станцию Мир.

Муса Хираманович Манаров – 63 космонавт СССР и 203 мира.

Осуществил 2 полета. Полеты имели продолжительность 541 сутки 31 минуту 10 секунд. 7 раз выходил в открытое космическое пространство. Работы в открытом космосе заняли 34 часа 23 минуты. Является космонавтом НПО «Энергия»

Муса Хираманович родился в марте 1951 года в Азербайджанской ССР, городе Баку.

В городе Харькове окончил восьмилетнюю школу. После этого в 1968 году стал выпускником средней школы № 8 в городе Алатырь, и получил золотую медаль.

В 1974 году успешно сдал экзамены в Московском институте авиации имени Орджоникидзе, и приобрел специальность «радиоинженер».

Космос

Согласно приказу был принят в штат космонавтом НПО «Энергия».

Прошел подготовительный этап, как бортинженер запасного состава, для совершения полета на корабле «Салют-7» в период, с начала осени до конца 1983 года.

Был запланирован к назначению, на должность бортинженера дублирующего состава по программе ЭО-2 ОК «Мир», с космонавтом Романенко Юрием. Он не был утвержден, так как в 1986 году в этом качестве в экипаж был назначен Левейкин Александр.

Должность сменного Руководителя в ЦУПе полета ОК «Мир», занимал в течение 12 месяцев до 1987 года.

Первый полет

Первый полет, оказался длительным, и составлял один год 22 часа 39 минут 47 секунд. Он состоялся с 21.12.1987 по 21.12.1988 годы. В этот полет, космонавт отправился в качестве инженера корабля КК «Союз ТМ-4» по программе ЭО-3 на ОК «Мир». Имел позывной «Океан-2».

Второй полет

Второй полет, был меньше по времени, и составлял 175 суток 1 час 51 минуту 23 секунды. В этой космической экспедиции, Муса Хираманович, выступал в роли бортового инженера КК «Союз ТМ-10» и ОК «Мир». В этом полете членами экспедиции были космонавты, Тоехиро Акияма и Виктор Афанасьев. Полет происходил с 02.12.1990 по 26.05.1991 года.

В начале 1992 года, космонавт подал заявление с просьбой о выходе из штата космонавтов НПО «Энергия».

Личная жизнь

Отец - Манаров Хираман Мусаевич, 1921 года рождения, прошел ВОВ, является военнослужащим. Имеет звание полковник-инженер.

Мама - Манарова Асват Абдуловна домохозяйка, родилась в 1926 году.

Супруга - Манарова Наиля Шугаевна 1953 года рождения, врач.

Имеет двоих детей. Дочь Наиду 1980 г.р, и сына Заура 1981 г.р.

Муса Хираманович Манаров (род. 22 марта 1951,г. Баку, Азербайджанская ССР, СССР) - лётчик-космонавт СССР, полковник запаса, Герой Советского Союза (1988). Заслуженный мастер спорта СССР (1989).

Биография

По национальности лакец. Окончил восьмилетку в школе города Харьков Украинской ССР. Школу закончил в городе Алатырь (Чувашия). В 1974 году окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).

В 1974-1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.

В 1978-1992 - в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979-1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 - космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (командир - В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Манарову Мусе Хирамановичу 21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11591).

С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.

Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года - космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1990-1993 годах - народный депутат РСФСР. В 1992-1995 годах - генеральный директор ТОО «МКОМ».

Живёт в Москве. С 1995 года - директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».

Радиолюбительский позывной: U2MIR (ex: UV3AM)

Депутат Государственной Думы Российской Федерации V созыва (2007-2011), фракция «Единая Россия».

Награды и звания

  1. Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года).
  2. Орден Ленина (1988).
  3. Орден Октябрьской Революции (1991).
  4. Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
  5. Почётное звание «Лётчик-космонавт СССР» (1988).
  6. Орден Георгия Димитрова (1988, НРБ).
  7. Орден «Солнце свободы» (1988, Афганистан).
  8. Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция).
  9. Орден «Стара планина» I степени (2003, Болгария).
  10. Международный приз «Икар-1989».
  11. Почётный диплом «Приз Хармона» (США).