Царь драконов в корейской мифологии. Духи и божества в корейской мифологии

Imoogi (이무기) — оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей

Koul — англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

Коул — интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

В Корее есть множество сказаний, в которых говорится про имуги - огромных морских существ, которые мечтают стать драконами .

Однако, как и положено живой и несистематизированной мифологии, единообразной трактовки образа имуги у корейцев не существует. В некоторых легендах, например, говорится, что имуги есть безрогие существа, похожие на драконов , но не способные ими стать из-за проклятия. В других преданиях проводится идея о том, что Имуги являются "куколками" или "личинками" драконов . И они таки станут полноценными и полноправными драконами , пробыв 1000 лет в океане. В такой трактовке имуги они изображаются в виде гигантских добродушных морских змеев, обитающих в водных просторах или даже в прибрежных пещерах.

И да, по преданиям, изображения имуги приносят удачу .

На помощь корейцам, не имеющих устоявшегося образа имуги пришли друзья-американцы и сделали целый фильм об этом малоизвестном виде драконов , назвав свое произведение "D-War" («Война драконов »/«Война динозавров», 2007). Оставив за рамками вопросы аутентичности и корректности интерпретаций, равно как и оценку художественных достоинств фильма, отметим лишь занятный моральный диморфизм имуги в фильме: злой имуги более темного тона, более тонкий и имеет несгибающийся капюшон наподобие того, что есть у кобры; добрый имуги - светлее, массивнее и без капюшона. А так да - имуги остаются недодраконами , которым необходим источник волшебной силы, дабы в буквальном смысле "вознестись

彡 Доброго времени суток.

╰ · ─ ── ─ ── ─── · ╯

Наверное, многие из вас встречали

драконов в мифологии стран Азии.

Однако значения в каждой стране

у этих мифических существ

Сегодня мы полностью разберем

всю суть Корейского дракона.

· . Приятного ознакомления.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

· . Определение.

Корейский дракон - один из

главных существ корейской

мифологии.

Дракон имеет свои

индивидуальные черты, некоторые

из которых связаны с самой

Китайский дракон, наиболее

похожий на корейского, как

внешне, так и символикой в

мифологии.

В мифологии, корейского дракона

нам представляют как доброе

существо, а тем временем в

других культурах восточных стран

драконов ассоциируют с

разрушениями и огнем.

Драконы обитают в реках, морях

и высоких прудах, которые

находятся вблизи гор.

Драконы связаны не только с

мифологией.

Они упоминаются и в корейском

искусстве.

Императоров ассоциировали с

а королей (ванов) -

с фениксами.

В некоторых древних легендах

и сказаниях встречаются также

говорящие драконы.

Эти существа обладали

способностью испытывать

человеческие чувства, такие

как любовь, преданность,

благодарность и т.д.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

· . Разновидности драконов.

В литературе Кореи упоминался

древний корейский фольклор.

До конца 19 века он являлся

двуязычным: создавался на

официальном литературном языке

Ханмуне,

а также на корейском языке.

"Ода дракону, летящему в небеса"

являлось первым произведением,

написанным на корейском

алфавите.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

. · А теперь рассмотрим некоторые виды корейских драконов:

Ёнван являлся правителем водной

стихии, а также упоминается

как царь всех драконов.

По древним легендам, он

проживает в подводном дворце.

Среди его сокровищ выделялась

жемчужина, которая исполняла

мечты и защищала дракона от

опасностей.

Несмотря на то, что Ёнван жил под

водой, он без всяких препятствий

мог передвигаться и по земле, а

также иногда дракон летает по

По древнему поверью, это

событие предвещало смену

правителя, однако сейчас это

обычная легенда.

Считался одним из тех духов,

которые приносят счастье.

В царстве дракона приют себе

находили и солнце с луной.

А по желанию, Ёнван мог

пригласить даже людей в свое

царство, если его это

заинтересовало.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

彡 Канчхори.

Канчхори являлся подданным

Однако в отличии от последнего,

являлся довольно злым.

Данный дракон вел за собой

засуху растений и гибель.

Следуя одному корейскому

приданию: "Куда бы не пришел

Канчхори, везде сытная осень

превратится в голодную весну".

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

彡 Куронъи.

Куронъи в мифологии считался

большой змеей.

Его присутствие в доме являлось

счастливым знаком, исходя из

драгоценного камня, который рос

у него на голове.

Считалось,что благодаря этому

самоцвету Куронъи мог прожить

более тысячи лет.

На флагах изображается с

четырьмя крылами.

Данное существо являлось

тотемом одного из

древнекорейских домов.

Также являлся одним из

персонажей древней шаманской

мифологии.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

. · Отличия корейского и китайского дракона.

Несмотря на сходства корейского

и китайского драконов,

между ними имелись явные отличия:

· ⚩ Число когтей у корейского и

китайского дракона отличаются.

· ⚩ В Китае явления дракона во сне

женщины считалось знаком

рождения нового героя, а в

Корее просто считалось, что это

принесет счастье.

· . Предшественники корейских

драконов.

До драконов морями и океанами

управляли Мульквисины, а

иными словами - души

утопленников.

У всех духов был разный уровень

силы, но особенно отличались

следующие четыре:

· ⚩ Тонхэсин

· ⚩ Сохэсин

· ⚩ Намхэсин

· ⚩ Пукхэсин

Всем этим духам, разумеется,

требовались жертвоприношения.

Обычно, такие ритуалы проводили

весной или осенью с просьбой

устранить наводнения или

беспорядки в стране.

Во время таких ритуалов

использовали специальные

пятицветные ритуальные деньги;

их бросали в те места, где была

Пришедшие духи же, вслед за

Енваном, превратились в пятеро

братьев разных цветов.

По древней мифологии, северное,

восточное, западное и южное моря

имели правителей в виде

драконов, их жены звались

ёнпуинами, а дочери -

ёнгун-агиссами.

Среди слуг имелись воеводы,

которые являлись пантеоном

духов водного царства.

Иногда даже люди приглашались

туда, если Ёнвана это

заинтересовало.

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

· . Появление первого дракона.

По древним легендам считается,

что первый дракон пришел

вовсе не из Китая, как многие

бы предположили.

Первый дракон пришел из страны

Океании из одного древнего

племени, который также являлся

их тотемным знаком.

Это событие произошло в

эдакое время Трех царств.

спасибо за внимание:sun_with_face:

︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶ ︶

╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴

. ° ୭ , ⊹ ˚ ·

╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴╴ ╴╴

Ёнван, Ёнсин (др.-кор. мири) - царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из мульквисинов. О Ёнване рассказывается также, что он нашел в брюхе повелительницы рыб волшебную жемчужину (Ёый поджу, Мани поджу), исполняющую любые желания своего владельца и ограждающую его от бед.

Ёндон - один из домашних духов. Прячется за самой большой балкой в доме в течение 2-й луны, строго следя за чистотой и всячески препятствуя любому проявлению "нечистоплотности".


Ёндын мама , Ёндын хальмони ("матушка Ёндын"), в корейской мифологии богиня ветров. Каждый год в первый день 2-й луны она спускается с небес на землю в сопровождении либо дочери, либо невестки и возвращается обратно 20 числа. Если её сопровождает невестка, их поражает эпилептический припадок - и начинается штормовой ветер, который уничтожает посевы и топит суда. В народе этот ветер, дующий на юге Кореи особенно часто во 2-ю луну, называют "ёндын парам", и для предотвращения опасности крестьяне, рыбаки, мореходы устраивали молебен с жертвоприношениями Ёндын мама и ее невестке.

Ёно-ран и Сео-нё , в корейской мифологии супружеская пара, олицетворявшая солнце и луну. Согласно мифологическому преданию, записанному в "Самгук юса" и "Силла суиджон", на берегу Восточного (Японского) моря жила во времена правителя древнего корейского государства Силла Адалла-вана (154-184) супружеская пара. Однажды Ёно-ран пошел за морской капустой, и вдруг перед ним возникла скала (по другой версии, - рыба), которая доставила его в Японию, где он стал правителем. Сео-нё, не дождавшись мужа, пошла на берег и обнаружила его соломенные туфли. Когда она поднялась на скалу, та начала двигаться и привезла ее в Японию. Супруги встретились, но в Силла неожиданно перестали светить солнце и луна. Придворный астролог доложил силласкому правителю, что это произошло оттого, что духи солнца и луны покинули страну. Тогда правитель отправил послов в Японию с просьбой, чтобы те вернулись. Но они отказались, сославшись на волю небес, и предложили взамен взять с собой сотканный Сео-нё тонкий шелк, который следовало в качестве дара принести при жертвоприношении небу. Возвратившись, послы посоветовали правителю так сделать, а в Силла снова засияли солнце и луна. В предании о Ёно-ран и Сео-нё отражено раннее политическое и культурное влияние Кореи на Японию. Сходные мотивы встречаются и в японском памятнике "Нихонги" (или "Нихон сёки", "Анналы Японии").

Ирвольсонсин ("солнце - луна - звёзды - дух"), собирательное название божеств солнца, луны и звёзд, спасающих людей от наводнения и засухи. Представления о могуществе небесных тел отражены в "Самгук саги". Мифы о происхождении солнца, луны и звёзд распространены в различных вариантах и в фольклоре, где в светила превращаются обыкновенные люди.

Канчхори , злой дракон, появление которого несёт с собой засуху, губящую всю растительность. Существует народное речение: "Куда ни придёт Канчхори, там сытая осень становится голодной весной".

Касин, катхэксин , общее обозначение домашних духов. Среди них: домовой (сонджу, букв. "хозяин домашней крепости"), покровитель земельного участка при жилом доме (тходжу), урожая и одежды (седжон), охранители кухни и пищи (чован), ворот, входа (мунсин), домашнего скарба и кладовых (обви), отхожего места и наказаний (чхыксин), конюшни и домашнего скота (мабусин), покровители сыновей и внуков четырёх поколений (чосансин), беременности и детства сыновей и внуков (сансин) и др. Для умиротворения Касина совершались различные жертвоприношения; например, для тходжу ставился кувшин с зерном.

Квансеым, Кваным, самый популярный буддийский бодхисатва. Восходит к Авалокитешвара. Первоначально мужское божество, но с периода Пэкче (6 в.) в Корее и с периода Сун (11 в.) в Китае в простонародном буддизме Квансеым (в Китае Гуаньинь - женское божество, "Богиня милосердия", чьё могущество состоит во всевидении, сострадании и спасении от несчастий. Оно покровительствует также рождению и исцелению детей. Квансеым могла пройти через 33 вида перерождений. Иконография Квансеым обычно представлена в 6 формах, из которых в Корее наиболее распространены - Квансеым с тысячью рук и тысячью глаз по одному в каждой ладони, спасающая всех и всюду от всяких напастей (влияние тантрического буддизма); одиннадцатиликая Квансеым, передающая различные эмоции: жалость, гнев и т.д., Квансеым входила в одну из буддийских триад.

Квисин демоны и духи. Понятие Квисин, прежде подразделявшееся на два компонента - кви и син, связывалось с древнекитайским натурфилософским учением об инь и ян - тёмном и светлом началах. В "Хэдон чамнок" ("Разные записи о стране, что к востоку от моря", 16-17 вв.) сказано: "Человек после смерти становится квисином". Считалось, что раз Квисины, как духи (призраки) умерших, обладают такими же ощущениями и восприятием мира, как и живые люди, они выполняют различные функции, участвуя во всех людских делах. Квисины вездесущи, всепроникающи. Квисины являются объектом почитания, преклонения и страха. Квисинам нравятся тёмные углы: они селятся в старых брошенных строениях, в развалинах монастырей, крепостей, заросших прудах, пещерах.

Куронъи , в корейской мифологии большая змея. Считалось, что присутствие К. в доме - счастливое предзнаменование: опкуронъи будто бы приносит богатство и долголетие дому, ибо в её голове зарождается сверкающий драгоценный камень, благодаря которому она живёт свыше тысячи лет. Фантастические змеи-стражи с четырьмя крыльями по бокам, с раздвоенными языками, длинными телами изображались на корейском боевом флаге. У древнекорейских племён она была одним из тотемов. К. - также персонаж шаманской мифологии.

Кымган Ёкса , Кымгансин, в корейской мифологии могущественные стражи буддийской веры. Восходят к индийским Ваджрапани (через китайские Цзиньганшэнь). Скульптурные фигуры К. ё. с алмазными скипетрами ставились при входе в монастыри. В Корее особенно знамениты барельефы К. ё. в пещерном храме Соккурам (8 в.). Позже они нередко смешивались с хранителями врат (инван) и духами мунсин.

Мама сонним (букв. "уважаемый гость оспа"; иногда инверсия - Сонним мама), Мамба Хосон мамба Хогэу пёльсон ("дух в образе женщины, распространяющей натуральную оспу"), Тусин ("дух натуральной оспы"), в корейской мифологии эвфемистическое название одного из самых страшных духов заразных болезней. Когда в каком-либо месте начиналась эпидемия натуральной оспы, считалось, что его посетил Мама сонним после длительной прогулки в Цзян-нань (Китай). Духу воздавались различные почести: спешно сооружался алтарь, на который ставили вино, паровой рисовый хлеб с красной фасолью, фрукты, чтобы задобрить Мама сонним. После жертвоприношения совершался обряд провода духа (сонсин). Для этого изготавливалось соломенное чучело лошади как олицетворение Мама сонним, которое замещало больного; к нему обращались молитвы и заклинания. Затем чучело одевали, снабжали парой соломенных сандалий и деньгами, навьючивали жертвенными угощениями и относили на дорогу вдали от жилья, с тем чтобы дух мог вернуться туда, откуда пришёл, не причинив людям бедствия.

Мимёнгви , ёгви, в корейской мифологии злые духи. Ими становятся, согласно народной традиции, души людей, умерших насильственной или преждевременной смертью, души девушек, умерших незамужними, и вдовцов, не оставивших потомства.

Мульквисин, сусин, в корейской мифологии общее название водяных духов. Считалось, что душа утопленника становилась Мульквисином. В разных местах Кореи приносились жертвы духам четырёх морей - Тонхэсину (духу восточного моря) в Янъяне, Сохэсину (духу западного моря) в Пхунчхоне, Намхэсину (духу южного моря) в Наджу и Пукхэсину (духу северного моря) в Кёнсоне. Кроме того, весной и осенью во избежание наводнений и для спокойствия в стране совершались жертвоприношения духам семи водоёмов (Чхильдоксин) в виде пятицветных ритуальных денег, которые бросали в реки и бухты.

Обан Синджан, в корейской мифологии духи, охраняющие пять или четыре стороны света. Верховный дух зелёного цвета (Чхондже) находится на востоке, красный (Чокче) - на юге, белый (Пэкче) - на западе, чёрный (Хыкче) - на севере и жёлтый (Хвандже) - в центре. В пещерном храме Соккурам (Силла, 8 в., близ Кёнджу) сохранились самые ранние в Корее скульптурные изображения Обан Синджан, стоящих на демонах. Обан Синджан нашли отражение на боевых знамёнах средневековой Кореи, которые различались по цветам и направлениям; символические знаки пяти направлений ставились при выборе участка под строение, на входных воротах для изгнания злого духа оспы (Мама сонним); при совершении народного обряда чангундже 15-го числа 1-й луны у входа в селение устанавливали фигуры Обан Синджан, сделанные из камня или дерева и напоминающие столбы чансын. Имеют аналога в древнекитайской мифологии и восходят к буддийским махараджам (кор. Сачхонван).

Оп, убван, убви, упчу, один из главных домашних духов (см. Касин), ведающий хозяйственными пристройками и приносящий богатство дому. Первоначально О. - дух амбара (сачхансин), которым выступал дух кормильца семьи. Считается, что О. воплощается как в облике человека, так и в виде жабы, змеи и колонка. О. живет в амбаре, скирде или на крыше. В провинции Кёнгидо на заднем дворе крестьянских домов для О. и тхо-джу держат две скирды рисовой соломы. В Центральной и Южной Корее фетишем О. является глиняный кувшин с зерном или соевыми бобами, накрытый тряпкой. В шаманской мифологии О. (обван-тэгам) выполняет функции духа имущества. О. считается также духом, способствующим служебной карьере человека.

Саджиксин, высшие духи, покровители земли и злаков. Генетически восходят к древнекитайским Шэ цзи. Впервые культ С. распространился в древнекорейском государстве Когурё в 4 в. В 783 в Объединённом Силла был принят официально культ С, возведённый конфуцианством в государственный. С воцарением династии Ли в столичном городе Хансоне (ныне Сеул) под горой Инвансан были сооружены два храма духам земли (Куксадан) и злаков (Кукчиктан), которые считались опорой государства. Один символизировал восток, другой — запад. Возле них в направлении с севера на юг возвышались два столба, воплощавшие тело духов С.

Сансин, сансиллён, сангун («повелитель гор»), духи гор. Древнекорейские племена когурё во время большого собрания Тонмэн в 10-ю луну ставили деревянное изображение духа пещеры Сухёль («проход в подземное царство») на священное сидение и сам правитель приносил ему дары. В праздник мучхон («танцы небу») у племён йе молились духу тигра как хозяину гор, чтобы обезопасить горные дороги и селения («Сань-го чжи», «История Троецарствия», 5 в.). В государстве Пэкче поклонялись духам горных ущелий («Цзю Тан шу», «История старой династии Тан», 10 в.). В государстве Объединённое Силла во дворце совершались дары духам трёх гор (Пэнлай, Фанху, Инчжоу) и пяти пиков (Самсан оаксин), ассоциировавшихся с реальными горами. В Коре (10—14 вв.) поклонялись духам четырёх гор — Токчоксан, Пэгаксан, Сонак и Монмёк. В китайском сочинении Сюй Цзина «Гаоли туцзин» («Описание Кореи с иллюстрациями», 12 в.) сохранилось предание о духе горы Сонак («сосновая»), прежде называвшейся Косан («высокая»). При династии Ли (кон. 14 — нач. 20 в.) особенно почитаемы были духи четырёх вершин (Сааксин): Чирисан на юге, Самгак в центре, Сонак на западе и Пибэк на севере. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Обычно С. — духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане («Самгук саги», 12 в., «Самгук юса», 13 в.) встречается женский С. В средние века считалось, что в С. могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы.

Самин, Сасу , четыре священных животных, духи — хранители сторон света: Чхон-нён («зелёный дракон», кит. Циклу н) — востока, Пэкхо («белый дракон», кит. Бай-ху) — запада, Чуджак («красная птица», кит. Чжу-цяо) — юга и Хёнму («чёрный воин», кит. Сюань-у) — севера. Генетически восходят к китайским Сы-шэнь, или Сы-шоу. Их символика возникла под влиянием древнекитайского натурфилософского учения об инь и ян и пяти первоэлементах или стихий (у син), с которыми ассоциировались и стороны света. Они являлись соответственно символами духов Юпитера, Венеры, Марса и Луны, у каждого из которых в подчинении были стихии: дерево, металл, огонь и вода. Чхон-нён имел длинное тело, подобное пресмыкающемуся, с четырьмя конечностями с острыми когтями, с пастью, извергающей пламя; Пэкхо похож на дракона, но голова у него круглая; Чуджак своим видом напоминает красного петуха или феникса с высоким хохолком, распластанными крыльями и пышным хвостом; Хёнму имел облик черепахи, обвитой змеёй, с противостоящими друг другу головами с высунутыми языками. Барельефные фигуры С. в Китае известны с периода правления династий Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и Вэй (220—264). Изображения С. сохранились в настенной живописи гробниц 5 — 7 вв. на территории древнекорейских государств Когурё и Пэкче. Драконы и птицы, похожие на фениксов, часто встречаются на изразцах и черепице периода Объединённого Силла (7 —10 вв.). В Коре (10—14 вв.) и начале династии Ли при захоронении государей было принято, как и в Китае при династии Северная Вэй (386—535), наносить барельефы С. по бокам каменных гробов. Из С. черепаха и тигр были наиболее популярными персонажами в народной живописи в старой Корее. Черепаха выступала как один из четырёх духов — священных животных (сарён), приносивших удачу. Тигр, будучи связанным с силой ян (свет), почитался как царь зверей. Он был вершителем добрых и злых дел. В Корее тигр нередко выступал вестником духа гор (сансин), считался также символом удачи. Поэтому его изображение часто можно встретить на мечах и регалиях представителей аристократии. В 19 в. С. изображались также на больших военных знамёнах.

Согин, духи — стражи могил.

Сонан, Сонансин, Сонхвансин («дух крепостных стен»), в корейской мифологии дух — покровитель городов и селений. Места обитания C. — груды мелких камней — алтари С. (Сонандан, Куксудан или Хальмидан), иногда сложенные пирамидками, под священным деревом или кустарником у обочины дороги, у входа в деревню или монастырь, или чаще на перекрёстке дорог на горе, защищающей данную местность с севера. К С. женщины обращались с просьбой о ниспослании потомства, торговцы — об увеличении доходов, невесты — о благополучии в семье родителей после переезда к мужу, моряки — о предотвращении кораблекрушения и т. д. В шаманской мифологии С. — также почитаемый дух. Возле алтарей Сонандан шаманки совершали различные обряды с благодарственными воздаяниями С.

Сонджу, Сонджусин, Сонджосин, Саннянсин («дух большой балки») в корейской мифологии главный домашний дух (касин), в преданиях и народных верованиях С. — также домовой, дух — покровитель земельного участка под домом (дух Тходжу), дух 10-го месяца по лунному календарю, шаманский дух. Фетишем С. является глиняный горшок с ячменём или рисом, установленный в углу главной комнаты с деревянным полом, символом — лента белой бумаги, свёрнутая в несколько слоев (иногда сушёная рыба или сосновая ветка), в ленту белой бумаги вкладывали медную монетку, смачивали водой и прикрепляли к наружной стороне большой балки главной комнаты, затем посыпали рисовой крупой. Считалось, что от С. зависят покой, счастье, долголетие и отсутствие болезней. Ежегодно в 10-ю луну в один из «счастливых дней», обычно в день «лошади», ему посвящался обряд жертвоприношения риса (сонджукут). В обрядах сонджукут и сонджу-паджи (совершался при постройке нового дома или перенесении старого на новое место) участвовали шаманки (мудан). Существует записанный в провинции Кёнгидо шаманский миф о том, как искусный плотник Хван Уян, починивший рухнувший небесный дворец, после смерти стал духом С. Есть и другие шаманские мифы о родословной С.

Токкэби, Токкаккви («одноногий бес»), Ходжу («хозяин пустоты»), Ымхоги («дух тьмы и пустоты»), Маннян, в корейской мифологии нечистая сила из разряда квисин. Согласно одному из описаний на голове Т. рог, борода его красноватого цвета, тело зелёное, но бесплотное. По представлениям средневековых корейцев, обладал свойствами силы тьмы. Народная мифология и фольклор содержат большое число разновидностей Т. Считалось, в Т. превращаются предметы домашнего обихода и вещи, бывшие в долгом употреблении (веник, кочерга, сито, осколки гончарных изделий, тряпьё). С людьми Т. поддерживает дружеские отношения, хотя и любит проделывать шутки над ними. Особенно он привязан к тем, кто носит фамилию Ким. Поэтому его нередко величают «Учитель Ким». С помощью волшебных сил он мог превратить болото в равнину, перейти через бескрайнее море, проникнуть в запертое помещение, влезть в закрытый горшок и т. д.

Тэгам, Тэгамсин , шаманский дух богатства и удачи. До недавнего времени был распространен древний обряд в честь Т. (тэгамнори), самый хлопотный среди шаманских обрядов. Поскольку название Т. восходит к почтительному названию военного чина периода Силла (7 —10 вв.), шаманки для совершения обряда одевали форму высшего военного чиновника или военную накидку и исполняли песню о Т. с мифологическим содержанием. Т. был алчным духом. Ему ставились в качестве даров кувшин с зерном, жертвенное вино и коровья голова или нога. В шаманских мифах, рассказываемых при проведении большого обряда из 12 кругов (маданкут), название Т. часто использовалось как вежливое обращение к различным духам. Оно добавлялось к их названиям как гонорифическое слово со значением «Ваше высокоблагородие» (напр., Тходжу-тэгам, Сонджу-тэгам).

Ханыним (от ханыль, «небо», и ним — суффикс вежливости), Синмён («всевышний»), Сандже («всевышний владыка»), Чхондже («владыка неба»), Чхонван («небесный государь»), Чхонсин («небесный дух»), Санчхон («верховный небесный владыка»), Окхван сандже («нефритовый верховный владыка»), в корейской мифологии высшее божество, приносящее счастье человеку, влияющее на его душевное состояние. Обителью X. считалась звезда Тхэыльсон (кит. Тай-и). С древних времён корейцы верили, что урожай зависит от капризов X. Обряд жертвоприношения небу совершали племена пуё (ёнго), когурёсцы (тон-мэн), племена йе (мучхон). У южнокорейских племен хан жрец, ведавший дарами духу неба, назывался Чхонгуном («небесным князем»). В период Коре (10—14 вв.) X. был возведён алтарь в Кёнсоне (Сеул), при династии Ли (15 в.) — алтарь Вондан в селении Содон на реке Ханган. В шаманских мифах X. именуется Чхонним («повелитель неба»), а в религиозной секте чхондогё — Хануллим. Корейцы, исповедующие христианство, переносят имя X. на Иисуса Христа.

Хогуксин, в корейской мифологии духи — защитники страны. У древнекорейских племён было распространено поклонение X. У племён йе и мэк олицетворением X. был медведь (кома). Культ X. приобрёл общегосударственный характер со времени Объединённого Силла (7 в.). Считалось, что в X. превращались души знаменитых полководцев, государей, мудрецов. В шаманской мифологии в роли X. выступают стражи небесного мира — Чхонсинджан.

Чансын, Поксу, в корейской мифологии могущественные духи, защищающие селения от нечистой силы и напастей. В качестве фетишей изображения Ч. устанавливались у входа в селение или монастырь, на обочине или у развилки дорог деревянные, позже каменные столбы (часто разрисованные), в верхней части которых вырезались антропоморфные головы — мужские и женские. Происхождение столбов — фетишей Ч. возводят к фаллической символике либо к обители духов-сотто, выполнявшим функции духа-покровителя и его фетиша, и каменным идолам (ипсок). По своим функциям Ч. сходны с Сонансин и горными духами (сансин). В позднюю эпоху служили также пограничными знаками.

Чебоксин , Седжон, в корейской мифологии один из главных домашних духов (см. Касин). Фетишем Ч. служил глиняный кувшин с чумизой или рисом, накрытый белой бумагой. Записи о Ч. имеются уже в «Самгук юса» (13 в.). В шаманской мифологии Ч. называется Самбуль-Чесок; первая часть его имени (Самбуль) восходит к буддийской триаде (Амитабха, Авалокитешвара и Махашама), а вторая (Чесок) — к Индре. Здесь он выступает в функциях духа предков (Чосансин), духа — покровителя урожая, духа деторождения (Самсин) и долголетия.

Чосансин, Чорён, в корейской мифологии духи предков. Обычно Ч. считаются женскими духами, относящимися к разряду домашних (см. Касин). Фетиш бестелесных духов Ч. — небольшой глиняный горшок с ячменем или рисом, накрытый бумагой. Почти во всех корейских мифах об основателях герои становятся духами первопредка рода или страны. С упрочением конфуцианства в конце 11 в. культ Ч. был канонизирован. Во время шаманского обряда Чосанкут шаманка вызывала Ч., именуя его

Японские драконы и императоры-метисы


Японские мифы полны упоминаний о драконах , гигантских змеях и злобных демонах , которые в большом количестве «выходили из-под земли» во время правления прямого потомка солнечной богини Аматэрасу, Хикоко-но Нинигино Микото, или попросту Ниниги (24-20 или 17-15 млн. лет назад, по моим реконструкциям в книге «Земля до потопа – мир колдунов и оборотней »). Змеи, драконы и демоны были покрыты чешуей, имели длинные когти, крылья, огромные пасти, обладали страшной силой, огромными размерами и могли менять форму и становиться невидимыми. Одни из них считались обитателями морских пучин, другие населяли подземный мир, которым правила богиня смерти Дзигокудаю.
Змеев, драконов и демонов сначала было так много, что они вынудили Ниниги возвратиться в «небесные скалистые палаты». После этого боги стали посылать на землю своих белокурых представителей, но те мирно уживались со змеелюдьми и другими демонами и обзаводились совместным потомством. Они начинали действовать наперекор небесным духам (богам), и в этом отношении были очень похожи на падших ангелов - сынов Божьих Книги Бытия, стражей Книги Еноха и нефилимов «Тикуней Зохар». (см. также )
Наконец, небесным духам (богам) Таке-Мино и Тори-Буне удалось победить земных духов. После этого (17-15 млн. лет назад, или позднее) Ниниги с бесчисленным множеством богов стали спускаться на Землю. Ниниги взял себе в жены двух дочерей Властителя горных цепей Охо-Яма, Ко-но-хане и Яха-Нага. У Ниниги родилось три сына, которые, согласно японским преданиям,
появились на свет в покоях, объятых пламенем. Наследник Ниниги, Хори, который и сам был метисом, женился на дочери морского бога Ватацуми-но Ками, истинный облик которой соответствовал чудовищу. У них родился сын, имя которого мне неизвестно. Он женился на воспитавшей его тёте (кем она была, тоже не говорится) и их сын, Дзимму-тэнно стал первым императором Японии.

Корейские культурные герои – змеелюди (драконы) и метисы


Записанная в корейских мифах и исторических летописях история Кореи, по-видимому, начинается значительно позднее – с начала четвертичного периода (1,8 млн. лет назад), когда на Корейский полуостров высадились «сыны неба» во главе с Хвануном-Тангуном. Тем не менее, распространенные в них сюжеты о рождении культурных героев (понятие сродни китайским легендарным правителям и императорам, которое было заменено им после проникновение в Корею конфуцианских идей) из огромных яиц, ребер дракона, камней и частое присутствие в корейских мифах драконов позволяют считать, что в начале мифологического периода корейской истории на полуострове жили змеелюди (драконы), которые также могли переждать последствия катастрофы под землей.

На протяжении многих веков Корея являлась культурно-идеологическим посредником между Восточной Азией и населением островов Тихого океана (в основном Японии). Ее мифология формировалась под влиянием индийско-буддийской и китайской цивилизаций. Культура древних корейцев, являющаяся по своему характеру автохтонной, то есть характерной лишь для данной территории, подарила человечеству множество уникальных мифов и преданий, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

История, воплотившаяся в мифах

Самые ранние образцы мифов и сказаний были обнаружены учеными в хрониках древних государств Силла, Пэкче и Когуре, находившихся в разные исторические периоды на территории, прилегающей к современному Пхеньяну. Кроме того, записи, касающиеся корейской мифологии, содержатся в китайских историях знаменитых династий. Однако наиболее полное представление об этом жанре народного творчества дает первая официальная корейская летопись, называемая «Самгук саги». Она датирована 1145 годом.

Изучая этот исторический памятник, можно заметить, что персонажи корейской мифологии взяты главным образом из истории страны или из народных сказок, а из мира богов в значительно меньшей степени. В них отражено представление людей об их предках, а также о героях, которым приписывается историческая подлинность. Отдельную группу составляют культовые мифы, в которых объясняется происхождение всевозможных обрядов. Они, как правило, связаны с конфуцианством или буддизмом, а нередко и с демонологией.

Царственный отпрыск медведицы

Начнем наш краткий обзор с мифа о Тангуне, поскольку этому персонажу традиционно отводится роль основателя древнего государства Чосон, находившегося на месте нынешней южнокорейской столицы. Как повествует легенда, сын властелина неба Хванун досаждал отцу просьбами отпустить его на землю. Наконец он добился своего. Хванун с тремя сотнями последователей покинул небо.

На земле он подарил людям законы, научил ремеслам и земледелию, отчего они зажили богато и счастливо. Увидев картину всеобщего благополучия, тигр и медведица стали упрашивать небожителя, чтобы он и их превратил в людей. Тот согласился, но с условием, что они пройдут испытание. Требовалось в течение 100 дней не видеть солнечного света, а в еде ограничиться лишь 20 дольками чеснока и стебельком полыни.

Тигр через 20 дней отказался от этой затеи, а медведица выдержала испытание и превратилась в женщину. Однако почувствовать себя счастливой ей мешала неудовлетворенная жажда материнства. Снизойдя к просьбам страдалицы, Хванун женился на ней. От их брака, согласно древней легенде, родился тот самый Тангун, унаследовавший от отца трон и основавший государство Чосон. Характерная особенность корейского фольклора заключается в том, что в нем зачастую указывается конкретное место и время описываемых событий. Так, в данном случае приводится точная дата начала правления Тангуна - 2333 г. до н. э.

Корейский вариант сотворения мира

В корейской мифологии, как и в любой другой, нашли отражение бытовавшие в народе представления о создании мира, причем в разных частях полуострова они были различными. Так, согласно одной из версий, солнце, луна и звезды - это не что иное, как земные дети, взобравшиеся на небо в поисках спасения от тигра. Возможно, того самого, которому не хватило выдержки, чтобы стать человеком. Что же касается морей, озер и рек, то они были созданы великанами по приказанию их хозяйки Халласан, такой огромной, что подушками для нее служили горы.

Объясняется в древних легендах и природа затмений. Согласно приводимой в них версии, Солнце и Луну неотступно преследуют огненные псы, посылаемые князем Тьмы. Они пытаются проглотить небесные светила, но каждый раз бывают вынуждены отступить, поскольку одно из них - дневное, необычайно горячее, а ночное слишком холодное. В результате собакам удается лишь оторвать от них по куску. С тем они и возвращаются к своему повелителю.

По поводу того, как появились на свете первые люди, в корейской мифологии приводится несколько версий. Согласно наиболее распространенной из них, небесная фея воспылала любовью к лавровому дереву. От их союза появились предки современных корейцев. Размножаясь вполне традиционным способом, они заселили всю территорию

Особая сакральность придавалась небу, где обитали многие удивительные существа корейской мифологии. Наиболее значимым среди них был владыка мира Ханыним. Его ближайшими помощниками являлись Солнце (оно изображалось в виде ворона с тремя лапами) и Луна. Ей обычно придавался облик жабы. Кроме того, небесный свод вмещал в себя бесчисленный сонм духов, контролировавших животный мир, водоемы, погодные условия, а также горы, холмы и долины.

Миф о горе Амисан

На северо-востоке Южной Кореи находится гора Амисан, верхняя часть которой раздвоена, что делает ее похожей на двугорбого верблюда. О происхождении ее столь необычной формы рассказывает древняя легенда. Оказывается, в давние времена гора имела самый заурядный вид. У ее подножья жила бедная крестьянка с сыном и дочерью. Женщина эта была скромной и незаметной, но дети у нее родились великанами. Об их отце в легенде ничего не говорится.

Однажды затеяли они состязание в силе и выносливости, причем, победитель получал право убить проигравшего. Согласно условию, мальчик должен был в тяжелых стальных башмаках пробежать за день 150 верст, а его сестра тем временем возвести каменную стену вокруг горы Амисан. Девица, как видно, была работящая. К вечеру она уже заканчивала дело, но мать вдруг позвала ее ужинать. Прервав неоконченную постройку, она отправилась домой. В это время прибежал запыхавшийся брат, покрывший за день положенное расстояние.

Увидев, что стена не готова, он счел себя победителем. Выхватив меч, он отрубил сестре голову. Однако его радость была омрачена рассказом матери о том, что из-за нее дочь не успела завершить начатое дело. Осознав ошибку, сын ощутил себя обесчещенным. Не желая сносить позор, он попытался вонзить клинок в собственную грудь, но смертоносное оружие отскочило от нее и отлетело в сторону горы. Ударившись о вершину, меч оставил выемку, придавшую ей форму двугорбого верблюда. Эта история занимает в корейской мифологии весьма заметное место. В наши дни ее рассказывают всем туристам, посещающим гору Амисан.

Сказания о добрых драконах

От жителей Китая древние корейцы переняли любовь к драконам, которых их фантазия породила необычайное множество. Каждому из них придавались особые черты, в зависимости от места его проживания. В отличие от представлений, укоренившегося среди европейских и большинства славянских народов, в Азии эти страшные с виду существа воспринимались как положительные персонажи. Корейские драконы, например, своими чудесами помогали людям, боролись со злом всеми доступными способами. Они же являлись непременными спутниками правителей.

В народном фольклоре весьма популярна легенда о жившем в давние времена драконе по имени Ен. В отличие от большинства своих собратьев, он был смертным существом. Прожив долгую жизнь при дворцах местных правителей, Ен однажды почувствовал, что его земной путь завершен. На смертном одре он обещал, что, находясь в ином мире, навсегда останется покровителем Кореи и Восточного (Японского) моря, омывающего ее берега.

Народная фантазия населяла драконами озера, реки и даже океанские глубины, откуда те посылали полям и лесам столь необходимые для них дожди. Эти мифические животные фигурируют не только в устных сказаниях корейцев, но также и во всех без исключения областях искусства. Проникли они даже в политику, где испокон века считались олицетворением императоров. При этом никому из нижестоящих правителей не разрешалось использовать их символику.

Внешним отличием корейских драконов от их родственников, распространенных по всему миру, является отсутствие крыльев и наличие длинной бороды. Кроме того, их часто изображают держащими в одной из лап некий символ власти, напоминающий царскую державу. Он называется «Еиджу». Согласно легенде, тот смельчак, который сумеет вырвать его из лап чудовища, станет всесильным и обретет бессмертие. Многие пытались это сделать, но, потерпев неудачу, сложили головы. Драконы и по сей день не упускают Еиджу из своих лап.

Ближайшие родственники корейских драконов

К числу этих фантастических существ относятся гигантские змеи, известные под названием «Имуги». О том, что они собой представляют, в корейской мифологии существует две версии. По одной из них это бывшие драконы, но проклятые богами за какую-то провинность и лишенные своего главного украшения - рогов и бороды. Отбывать наложенное на них наказание этим существам предстоит тысячу лет, после чего (при условии достойного поведения) им будет возвращен прежний статус.

По другой версии Имуги - это не провинившиеся существа, а личинки драконов, которым требуется тысяча лет, чтобы развиться в полноценных сказочных рептилий с рогами и бородой. Как бы то ни было, но их принято изображать в виде огромных добродушных змей, чем-то напоминающих современных питонов. Если верить преданию, то живут они в пещерах или глубоких водоемах. Повстречавшись с людьми, Имуги приносят им удачу.

Имеется в корейской мифологии и еще одно любопытное существо, представляющее собой аналог известного всем змея, обладающего многими сказочными свойствами. Называется он «Керен», что в буквальном переводе означает «дракон-петух». Ему отводится скромная роль прислужника у более весомых Сохранилось немало старинных изображений этого змея, впряженного в повозки царствующих особ. Впрочем, однажды довелось и ему отличиться. Как свидетельствует легенда, из яйца этого корейского василиска в 57 году до н. э. родилась принцесса, ставшая основательницей древнего государства Силла.

Духи - хранители жилищ

Кроме драконов, в корейской мифологии значительное место уделяется образам других сказочных персонажей, неотступно сопровождавших человека в течение всей его жизни. Это ближайшие родственники наших славянских домовых - весьма забавные существа, называемые «токкэби».

Они селятся в жилищах людей, но при этом не прячутся за печкой, а разворачивают весьма бурную деятельность: за хорошие дела награждают хозяина дома золотом, а за плохие пакостят ему. Токкэби охотно становятся собеседниками людей, а при случае даже и собутыльниками. Изображают их обычно в виде рогатых карликов, покрытых шерстью. На лицах они всегда носят маски в виде звериных морд.

Хранить свои дома от всяческих бед и несчастий древние корейцы поручали не только разного рода духам, но и божествам, составлявшим высший небесный пантеон. Известно, что неизменным почитанием пользовалась покровительница жилищ Опщин. Эта великодушная небожительница не только ограждала семьи от бедствий, но и привлекала удачу и богатство.

Однако, несмотря на все благодеяния, среди прочих корейских богов она выделялась тем, что народная фантазия «награждала» ее малоприятным обликом - змеи, паука, жабы или крысы. В реальной жизни этих существ убивать категорически запрещалось из опасения навлечь на себя гнев богини Опщин.

«Коммунистический Годзилла»

Кроме драконов, о которых речь шла выше, среди мифических животных Кореи большой популярностью пользовались химеры, называвшиеся «пульгасари». Они представляли собой фантастический гибрид тигра, лошади и медведя. У людей эти существа пользовались признательностью за то, что ограждали спящих от дурных снов. Однако за это их приходилось кормить, а питались они исключительно железом, что по тем временам было весьма накладно.

Любопытно, что в наши дни образ пульгасари нередко используется в корейском кинематографе как некий идеологический элемент. Согласно легенде, монстр был создан из рисовых зернышек, а затем помогал крестьянам в борьбе с эксплуататорами-феодалами. В связи с этим за ним даже утвердилось прозвище «Коммунистического Годзиллы».

Демоны в представлении жителей Кореи

Весьма богата корейская мифология и демонами, одна из разновидностей которых носит название «квищин». Согласно легенде, эти злобные и коварные существа появляются на свет каждый раз, когда кто-то из людей покидает мир в результате насильственной смерти или становится жертвой несправедливого приговора. В этих случаях его душа не находит упокоения. Обретя она мстит всем, оставшимся на земле.

Среди всех демонов корейской мифологии особую категорию составляют квищины, появившиеся на свет в результате безвременной кончины незамужних девушек. Эти духи тьмы крайне озлоблены, потому что они, находясь в человеческом теле, были лишены возможности исполнить главное женское предназначение - выйти замуж и родить ребенка. Изображают их в виде мрачных призраков, облаченных в траурные одежды, поверх которых ниспадают длинные пряди белых волос.

Из японского фольклора корейцы заимствовали образ Кумихо - лисы с девятью хвостами, которая имела обыкновение превращаться в женщину, чтобы соблазнять наивных мужчин. Уединившись с очередной жертвой для любовных утех, злобный оборотень пожирал ее сердце. Согласно корейской демонологии, каждая Кумихо - это в прошлом настоящая женщина, проклятая за излишнюю похотливость, поэтому обреченная губить своих любовников.

Разновидности демонов в корейской мифологии

Наряду с почитанием неба, от которого зависит благополучие и сама жизнь людей, корейцы с давних времен одухотворяют и всю видимую природу, населяя ее бесчисленными армиями демонов и духов. Принято считать, что эти фантастические существа не только наполняют собой воздух, землю и море, но также находятся в каждом ручье, овраге и лесной чаще. Ими буквально кишат печные трубы, погреба и чуланы. Едва ли можно найти недоступное для них место.

Согласно корейской мифологии, демоны бывают двух категорий, каждая из которых имеет свои характерные особенности. К первой принадлежат духи, явившиеся из ада, чтобы творить зло и всячески вредить людям. В союзе с ним действуют души умерших бедняков и тех, чей жизненный путь был полон лишений. Став после смерти демонами, они бродят по земле, вымещая свою злобу на всех, кто попадается им на пути.

Ко второй категории относятся демоны, рожденные во мрачных глубинах потустороннего мира, но способные на хорошие поступки. Их ближайшими союзниками являются тени людей, чья жизнь была преисполнена счастья и добродетели. Все они не отказываются от добрых дел, но беда в том, что по своей природе они чрезвычайно обидчивы и капризны.

Чтобы добиться от этих демонов желаемой помощи, людям приходится их предварительно «умасливать» жертвоприношениями. В Корее на этот случай была разработана целая система ритуалов, позволявшая земным людям вступать в общение с потусторонними силами. Принято считать, что счастье и благополучие каждого человека зависит именно от его умения расположить к себе добрых, но своенравных демонов.

Конь, ставший символом нации

Своеобразным порождением народной фантазии стал корейский мифический крылатый конь по имени Чхоллино, способный в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. При всех своих достоинствах он обладал столь неистовым нравом, что никто из наездников не мог на нем усидеть. Взмыв однажды в небо, конь растаял в лазурной синеве. В Северной Корее конь Чхоллима является символом движения нации по пути прогресса. Его именем названо массовое народное движение, аналогичное тому, которое в СССР именовалось стахановским.

В столице КНДР Пхеньяне имя крылатого коня носит одна из линий метрополитена. Оно же присвоено сборной страны по футболу. Поскольку в образе этого мифического существа воплощен революционный дух северокорейского народа, его часто используют при создании плакатов и скульптурных композиций идеологической направленности. Один из них представлен в нашей статье выше.

Русалки

Кроме упомянутого выше домового по имени Токкэби, в корейской мифологии русалки тоже присутствуют. Точнее, здесь имеется одна русалка, которую зовут Ино. Она, как и славянские девы вод, является полуженщиной-полурыбой. Живет Ино в Японском море возле острова Чеджудо.

Внешне она весьма отличается от обитательниц днепровских и волжских заводей. По свидетельствам очевидцев (говорят, таких было более сотни человек), у этой «красавицы» шесть или семь пар длинных ног, отчего своей нижней половиной она напоминает не рыбу, а осьминога. Туловище, руки и голова у нее вполне человечьи, но покрыты гладкой и скользкой кожей, как у налима. Дополняет образ морской девы длинный лошадиный хвост.

Периодически русалка Ино производит на свет потомство, которое кормит грудным молоком. Она очень заботливая мать. Когда кто-либо из детей огорчает ее, горько плачет. Слезы, появившись из глаз, тут же превращаются в жемчужины. В корейском народном фольклоре ей отводится место вполне дружелюбного персонажа.

Наследницы мифических русалок

Вблизи острова Чеджудо создателями легенд была замечена еще одна разновидность морских дев, также обладавших весьма экстравагантной внешностью. Их покрывала мелкая чешуя, а вместо рук по бокам выступали плавники. В нижней части тела у них, как у всех порядочных русалок, помещался рыбий хвост. Представительницы этого вида мифических существ, получившие название «Хэне», любили весело проводить время, но далеко не всегда их развлечения были безобидны. "Доподлинно" известно, что некоторые из них, обернувшись прекрасными девами, заманивали в морскую пучину легковерных мужчин.

Любопытно отметить, что в настоящее время название «Хэне» носят в Корее уникальные женщины - профессиональные ныряльщицы с острова Чеджудо. Погружаясь без акваланга на глубину до 30 метров, они занимаются промышленным сбором устриц, морских ежей и прочих даров моря. Кажется невероятным, но их средний возраст колеблется от 70 до 80 лет. Молодых последовательниц они не имеют. Ныряльщицы хэне, по признанию правительства Корей, являются визитной карточкой острова, его исчезающим культурным наследием.